Положение об изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Положение об изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта

Планы и положения

Индекс материала
Положение об изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта
Страница 2
Все страницы

alt

2.4. стимулирование заинтересованности педагогов в результатах инновационной образовательной деятельности, освоении инноваций и их внедрении в педагогическую практику;
2.5. повышение престижа педагогов, активно участвующих в совершенствовании содержания и методов учебной деятельности, достигших высоких результатов обучения детей;
2.6. создание открытого информационного банка передового педагогического опыта в школе;
2.7. издание продуктов обобщения передового опыта.

3. Критерии и показатели эффективности передового педагогического опыта.

3.1. Опыт педагога является передовым, если он отвечает следующим требованиям ППО:
• высокие количественные и главным образом качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса;
• оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей, экономной затрате сил и времени педагогов и учащихся и притом так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других не менее важных образовательных и воспитательных задач;
• устойчивость, стабильность опыта, длительное его функционирование;
• возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового;
• перспективность опыта;
• научная обоснованность опыта.

4. Организация работы по изучению, обобщению и
распространению передового педагогического опыта.

4.1. Авторами передового педагогического опыта могут выступать:
• педагогические работники образовательного учреждения;
• педагоги, внедряющие инновационные образовательные программы, реализующие опытно-экспериментальные проекты и программы;
• профессиональные методические сообщества (методические объединения педагогов, творческие группы, педагоги дополнительного образования, психологи, воспитатели ГПД).
4.2. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта производится на уровне образовательного учреждения.
4.3. В работе по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта принимают участие профессиональные методические сообщества педагогов: методические объединения педагогов, школьный экспертно- методический совет.
4.4. Координацию работы по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта осуществляет заместитель директора по научно- методической работе в школе, экспертно- методический совет.
4.5. Редактирование, рецензирование материалов педагогического опыта организуют руководители ШМО и опытные педагоги образовательного учреждения, а также члены школьного экспертно – методического совета.

5. Порядок работы по изучению, обобщению и распространению
передового педагогического опыта.

5.1. Изучение передового педагогического опыта проводится в образовательном учреждении путём длительного наблюдения за работой учителя, через посещение уроков, внеклассных мероприятий, творческие отчёты и мастер-классы учителя, авторские методические выставки.
5.2. Систематизация и описание педагогического опыта осуществляется автором или авторами опыта в виде доклада, статьи, методической разработки, брошюры, мультимедийной презентации и оформления методической папки в бумажном и электронном виде.
5.3. По рекомендации методического объединения образовательного учреждения опыт работы представляется автором ППО на заседаниях школьного методического объединения учителей-предметников и методическом совете.
5.4. По результатам представления опыта школьный экспертно- методический совет проводит экспертизу материалов.
5.5. Для проведения экспертизы передового педагогического опыта руководители ШМО подают следующие материалы:
• заявку (приложение 1);
• информационную карту педагога или педагогического опыта, заполненную автором передового педагогического опыта (приложение 2);
• представление на обобщение опыта от руководителя ШМО и рецензию на передовой педагогический опыт (приложение 3);
• краткое описание опыта, подготовленное автором (приложение 4);
. анализ посещенных уроков педагогами, руководителем ШМО, зам. директора.
5.7. Школьный экспертно - методический совет проводит экспертизу материалов передового педагогического опыта в соответствии с критериями, утвержденными данным Положением и принимает решение о его распространении по этапам:
• устное выступление на очередном заседании ШМО;
• анализ посещенных уроков и мероприятий администрацией школы и педагогами;
• внесение в школьный банк передового педагогического опыта;
• размещение на сайте школьном сайте;
• направление в городской методический кабинет г. Курчатова для обобщения на муниципальном уровне;
• участие в проведении мастер-классов (открытых занятий), авторских семинаров, совещаний, конференций;
• участие в работе с молодыми коллегами (наставничество).
5.8. На основании проведенной экспертизы материалов ППО в соответствии с критериями экспертно- методический совет за подписью директора школы выдает свидетельство установленного образца по обобщению опыта на школьном уровне.

6. Требования к оформлению материалов передового опыта.

6.1. Требования к бумажным вариантам (приложение № 5):
• документы печатаются шрифтом TimesNewRoman, размер 12, страницы пронумерованы;
• обязательно наличие титульного листа;
• имеется вложенная анкета автора (приложение 5) и фотография;
• объем описания опыта составляет не более 15 страниц;
• объем приложений не регламентируется.
6.2. Требования к электронным вариантам:
• электронный вариант предоставляется на диске (CD, CD-RW);
• на диске указывается ФИО автора, тема ППО;
• материалы на диске оформляются в отдельные папки с указанием их содержания и ФИО автора.

7. Продвижение и распространение инновационного и передового опыта.

7.1. Продвижение инновационного и передового опыта осуществляется автором при содействии членов экспертно-методического совета, администрации ОУ, руководителя ШМО в следующих формах:
1) открытые уроки и внеклассные мероприятия,
2) представление общей концепции в форме краткого описания на конференциях, семинарах, заседаниях РМО,
3) публикации.
7.2. Основанием для распространения инновационного и передового опыта является заключение экспертно- методического совета;
7.3. Распространение инновационного и передового опыта осуществляется автором по утвержденному плану в следующих формах:
• проведение комплекса мероприятий: лекции, семинары - практикумы, мастер- классы, консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия;
• тиражирование передового инновационного опыта работы (сборники: системное и целостное описание опыта работы с практическими приложениями, CD - диски: разработки уроков, внеклассных мероприятий, тестовые, диагностические материалы и т.д.).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

В школьный
экспертно-методический совет

ЗАЯВКА


Прошу организовать проведение школьным экспертно-методическим советом экспертизы материалов передового опыта _______________________________________________
ФИО автора, должность
по теме__________________________________________________________________
Дата_____________________________________________________________________

Подпись руководителя ШМО________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта

Ф. И. О. автора

 

Учреждение (название, почтовый адрес, телефон, e-mail)

Название учреждения:

Почтовый адрес образовательного учреждения:

Телефон:

E-mail:

Должность

 

Стаж работы в должности

 

1. Тема инновационного (передового) педагогического опыта

 

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

 

3. Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.)

 

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

 

6. Результат изменений

 

7. Публикации

 

Описание педагогического опыта

 

Экспертное заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

 

Ф.И.О. эксперта, должность, место работы

 

Дата заполнения экспертного заключения:
«_____»_________________ 20______ год.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.


Представление-характеристика


ФИО учителя, образование, наименование учебного заведения, год окончания, специальность, педстаж, в данном ОУ, награды и звания.
1. Особенности личности учителя.
2. Краткое описание опыта учителя.
3. Характер его педагогических достижений.
4. Инновационная сторона опыта.
5. Результаты деятельности учителя.
6. Что можно рекомендовать из опыта работы учителя для распространения.

Образец оформления рецензии

Рецензия на инновационный (передовой) педагогический опыт
Ивановой Анны Петровны
учителя МКСКОУ «СКОШ № 7 VIII вида» (предмет)
(города, района)
на тему: ___________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество,
должность автора рецензии
подпись

Рецензию на опыт работы педагога оформляет тот работник школы (заместитель директора образовательного учреждения, руководитель методического объединения, учитель-наставник), который вёл систематическую методическую работу с автором опыта, оказывал помощь при подготовке, систематизации накопленного материала по теме опыта.
Если педагог самостоятельно, без методической помощи работал над обобщением собственного опыта, рецензия заместителем директора образовательного учреждения, руководителем методического объединения не пишется, на странице с перечнем содержания раздел «Рецензия» не указывается.


ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕЦЕНЗИИ НА МАТЕРИАЛЫ ЦЕЛОСТНОГО ОПИСАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО (ПЕРЕДОВОГО)
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. В рецензии указывается тема опыта, автор (группа авторов), кем обобщен и кем представлен материал инновационного (передового) педагогического опыта.
2. Обоснование актуальности опыта и его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса (управленческой деятельности, методической работы).
3. Научные и методические основы опыта. Какие научные теории, положения, методические разработки используются автором.
4. Новизна опыта: новое содержание, методы, формы, средства. Уровень новизны: новаторский, творческий, репродуктивный.
5. Оценка качества обобщения опыта, фактических материалов к нему, соответствия критериям передового педагогического опыта.
6. Условия функционирования опыта (тип образовательного учреждения, в котором можно использовать данный опыт, преподаваемые предметы, классы, особенности учащихся, материальная база, уровень профессиональной подготовки педагога, его видение актуальных проблем образования).
7. Перспективы применения актуального опыта в практике (описать систему мер по распространению педагогического опыта, проанализировать получаемые результаты последователями опыта, возможные ошибки, прийти к заключению, существует ли необходимость целенаправленного внедрения опыта, разработки для этих целей методических рекомендаций, проведения работы по повышению квалификации).
8. Наличие и целесообразность приложений.
9. Сведения о последователях опыта, их отзывы и замечания (конкретные адреса, Ф.И.О., название ОУ).
10. Вывод о целесообразности внесения рецензируемого опыта в школьный, муниципальный, областной банк данных инновационного (передового) педагогического опыта.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.
ПАМЯТКА ОПИСАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ В ШКОЛЬНЫЙ «БАНК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА»

1. Сведения об авторе опыта (Ф.И.О., место работы, педагогический стаж, преподаваемые предметы, специальность, контактный телефон).
2. Тема опыта (конкретность формулировки, корректное использование педагогических и психологических терминов).
3. Условие возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе).
4. Актуальность опыта (какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в опыте).
5. В теоретическом обосновании опыта необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.
6. Ведущая педагогическая идея опыта - центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм ее применения; это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта.
7. Технология опыта.
Необходимо отразить последовательность действий - осознание цели, изучение состояния постановки задач, подбор форм, методов и средств, планирование, применение, подведение итогов, анализ, корректировка. Должна быть обозначена последовательность применения основных приемов, форм в контексте общей логики педагогических действий. Раскрывая технологию опыта, педагогические действия учителя надо соотносить с конкретными условиями, в которых эти действия предпринимаются. Поэтому в описании не обойтись без примеров, без приведения конкретных педагогических фактов.
- Постановка целей и задач данной педагогической деятельности (под целью педагогической деятельности понимается мысленное представление конечного результата). Анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, реальным потребностям практики, т.е. педагогическим затруднениям учителей, руководителей ОУ.
- Организация учебно-воспитательного процесса:
 способ включения учащихся в учебную деятельность;
 соответствие организации поставленным целям и задачам.
- Содержание образования:
 обоснование причин изменений в содержании образования;
 описание приемов изменения содержания образования (по стержневым линиям учебного курса, введение деятельностного компонента содержания образования, введение гуманитарных аспектов содержания естественно-научных предметов и т. п.);
 соответствие содержания поставленным целям и задачам.
- Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения:
 методы обучения;
 формы учебных занятий;
 средства обучения;
 преобладающие виды деятельности;
 описание алгоритмов учебной деятельности школьников, поэтапных действий учителя;
 приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.
8. Длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до момента выявления результативности опыта).
9. Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы).
10. Результативность опыта.
Необходимо отразить степень влияния на:
 уровень воспитанности обучающихся (воспитанников);
 уровень обученности обучающихся (воспитанников);
 развитие личности обучающихся (воспитанников) и других участников процесса;
 методическое и научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
 совершенствование методической работы и управленческой деятельности.
Результативность опыта необходимо прослеживать в течение определенных промежутков времени. При оценке результативности важно учитывать:
 мнение тех, кто уже использует данный опыт;
 какие преимущества имеет опыт по сравнению с другими методами обучения;
 за счет чего достигается в опыте высокий результат;
 насколько стабильны эти результаты;
 степень оптимальности получаемых результатов;
результаты аттестации педагога и его профессиональное развитие.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ ОБОБЩЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГОИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Требования к электронным носителям
Необходимо подписать CD-диск полным именем автора, указать тему опыта.
Всю документацию представлять в формате MicrosoftWord.
Для текстовых файлов необходимо использовать шрифт TimesNewRoman, 12 размер, межстрочный интервал - одинарный, поля: верхнее, нижнее- 2см, левое - 3см, правое - 1,5см.
Не представлять документацию в архивируемом виде.
Для графических файлов использовать формат JPG, предусмотреть сжатие для Web-сети, размер фото 200 х 250 pic.
Требования к бумажным носителям
Все бумажные документы предоставляются в папке со скоросшивателем в единственном экземпляре.
При оформлении текста необходимо использовать шрифт TimesNewRoman, 12 размер, межстрочный интервал - одинарный, поля: верхнее, нижнее - 2см, левое - 3см, правое - 1,5см.
В текстах не допускается сокращение названий и наименований.
Все страницы должны быть пронумерованы. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют по центру листа без точки в конце. В нижнем колонтитуле на каждой странице должны быть указаны фамилия, имя, отчество автора и тема опыта.
Объем целостного описания опыта составляет 15-20 страниц, с учётом титульного листа, без приложений. Объем приложения не регламентируется.
Правила оформления титульного листа
Первая страница печатного варианта обобщения инновационного (передового) педагогического опыта - титульный лист. Нумерация целостного описания опыта начинается с титульного листа, но цифра «1» на титульном листе не ставится. Надписи на титульном листе выполняются прописными и строчными буквами шрифтом размером 18 - 14 пунктов.
По центру титульного листа располагается тема опыта. В правом нижнем углу указывается фамилия, имя, отчество автора опыта, его должность, место работы. Внизу страницы по центру размещается название города и год написания.

Приложение 6.


Образец оформления титульного листа

 

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7 VIII вида»
г. Курчатова г. Курчатова

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

 

Автор опыта: Дергаченко Лариса Дмитриевна
учитель истории и обществознания
МКСКОУ «СКОШ № 7 VIII вида»

Курчатов, 2015


Оформление содержания

Оформление содержания
Вторая страница печатного варианта обобщения инновационного (передового) педагогического опыта - содержание. Со второй страницы и в остальных последующих в нижнем колонтитуле по центру размещается фамилия, имя, отчество автора опыта и тема опыта. Далее, с третьей страницы, начинается описание опыта по памятке, указанной в приложении 2. В содержании печатаются названия всех основных разделов и приложений к целостному описанию опыта с указанием страниц начала разделов и приложений.


Образец оформления содержания


СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ 3
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА 5
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
РЕЦЕНЗИЯ НА ОПЫТ РАБОТЫ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 21

Оформление списка использованной литературы

 

Оформление списка использованной литературы

Каждый документ, включенный в список литературы, описывается в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2008 «Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.12-77 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании».
Каждая библиографическая запись в списке литературы получает порядковый номер и начинается с красной строки. Рекомендуется вариант заглавия списка источников - «Список использованной литературы».
Существуют различные способы группировки литературы в списке. Автору материалов педагогического опыта рекомендуется принять за основу алфавитный способ группировки документов, при котором в начале списка необходимо выделить официально-документальные издания в хронологии их выхода в свет (Конституция, законы, указы, постановления и распоряжения органов государственной власти). После этого привести список монографий, книг, учебных пособий, журнальных и газетных статей в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий, если автор не указан.

Образец оформления списка использованной литературы

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 1993. – № 237.
2. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации: [Федер. закон: принят Гос.Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2005 г.]. – СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2005.
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: по состоянию на 12 окт. 2008г. – Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 12.08.2011).
4. Россия: экономическая конъюнктура. Информационно-аналитический сборник. – М.: Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ. – 2004. – №1.

Учебники, монографии, брошюры
5. Семенов, В.В. Экономика: итог тысячелетий. Экономическая теория / В.В. Семенов. – Пущино: Рос.акад. наук, Науч. центр, Ин-т экономики, Акад. эконом развития, 2007. – 456 с.
6. Бахвалов, Н.С. Численные методы: учеб.пособие. – 2-е изд. / Н.С. Бахвалов, Н.П. Жидков, Г.М. Кобельков; Под общ. ред. Н.И. Тихонова. – М.: Физматлит: Лаб. базовых знаний; СПб.: Нев. диалект, 2008. – 256 с.
7. История России: учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.Н. Быков и др.; Отв. ред. В.Н. Сухов; При участии Т.А. Суховой. – СПб.: М-во образования РФ, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад., 2008. – 256 с.

Диссертации и авторефераты диссертаций
8. Ткачев В.Н. Методы обоснования финансовых ресурсов при планировании развития космической промышленности в России: Дис... д-ра эконом.наук: 08.00.10. – М.: ВФЭФ, 1995. – 156 с.
9. Вишняков И.В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности: Дис... канд. эконом.наук: 08.00.13. – М., 2002. – 166 с.
Периодические издания
10. Горьков, Г. На пути к рыночному ценообразованию // Российский экономический журнал. – М.: Спутник +. – 2001. – № 1–3. – С. 3-10.
11. Российская Федерация. Гос. Дума (2000). Государственная Дума: стеногр. заседаний: Бюллетень. – М.: ГД РФ. – 2000. – № 49(497).

Электронные ресурсы
12. Непомнящий А.Л. Рождение психоанализа: теория соблазнения / А. Л. Непомнящий. URL: http:// www.psychoanalysis.pl.ru 17/05/2000 (дата обращения: 11.08.2010).
13. Statsoft. Ins. (1999). Электронный учебник по статистике. URL: http//www.statsoft.ru/home/textbook (дата обращения: 11.08.2010).

Оформление приложений


Оформление приложений


Объем и содержание приложений зависит от темы педагогического опыта.
Приложения могут содержать:
- Авторские программы, модифицированные программы, проекты.
- Тематическое планирование.
- Конспекты уроков (система уроков), конспекты непосредственно образовательной, продуктивной, игровой и др.деятельности.
- Видеоматериалы, фотоматериалы, компьютерные презентации опыта и др.
- Сценарии вечеров, праздников и т.п.
- Тексты лекций, выступлений, докладов, рефератов и т.п.
- Материалы, подтверждающие результативность опыта и т.д.
Приложения оформляются как продолжение текста работы на последующих ее страницах, располагая их в порядке появления ссылок в тексте. В тексте работы ссылка на приложение оформляется следующим образом: «Данные по результативности представлены в таблице 1 (Приложение 1. Диагностика...)».
Приложения обозначают арабскими цифрами. После слова «Приложение» следует цифра, обозначающая его последовательность.
Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу страницы слова «Приложение», его порядковый номер и заголовок.


Образец оформления приложения
Авторские программы

Все приложения с заголовками следует перечислить в содержании. В конце заголовка приложения точка не ставится.
Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                     УТВЕРЖДЕНО                                                                                                                                 
 Директор МКСКОУ «СКОШ № 7 VIII вида»                                                                                                         Педсоветом школы, протокол №___
______________Н.С. Макухина
«____»_______________20__г.                                                                                                                                                                                                     
                                                                                                                                                                             «____»_______________20__г.
                                                                                                                                                                           Введено в действие приказом №___
                                                                                                                                                                           «____»_______________20__г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об изучении и обобщении передового педагогического опыта

I. Общие положения.
1.1. Настоящее Положение определяет статус, цели и задачи изучения и обобщения передового педагогического опыта, порядок его обобщения в МКСКОУ «Специальная (коррекционная) школа № 7 VIII вида» г. Курчатова Курской области.
1.2. Передовой педагогический опыт:
- опыт, отвечающий современным требованиям, открывающий возможности постоянного совершенствования, нередко оригинальный по содержанию, логике, методам, приемам;
- образец педагогической деятельности, приносящий лучшие по сравнению с массовой практикой результаты.
1.3. Уровни передового педагогического опыта:
- репродуктивный
учитель работает по чужой методике, гибко использует ее. достигает высоких результатов в учебно-воспитательном процессе с меньшими затратами труда;
- репродуктивио-рационализаторский
учитель выдвигает свои идеи и воплощает в конкретной системе учебно-воспитательного процесса.
1.4. Передовой педагогический опыт обобщается на добровольной основе.

II. Критерии ,этапы и задачи изучения и обобщения передового педагогического опыта

2. 1. Передовой педагогический опыт характеризуется следующими признаками;
соответствие тенденциям общественного развития;
устойчивые положительные результаты педагогической деятельности (уровень знании, умений, навыков, уровень общего развития и воспитанности);
оптимальное расходование сил и средств педагогов и обучающихся для достижения устойчивых результатов развития, обучения и воспитания;
соответствие достижениям педагогической науки.
2.2. Этапы и задачи изучения и обобщения передового педагогического опыта
2.2.1 Информационно-мотивационный.
Задача: формирование положительных мотивов и потребностей учителя к самообобщению опыта
2.2.2. Подготовительный.
Задача: выявление педагогических закономерностей, которые воплощаются в опыте работы учителя (в соответствии с п.2 1).
2.2.3. Основной.
Задача: обобщение (самообобщение) опыта работы.
2.2.4. Заключительный.
Задача: практический показ опыта. Методические рекомендации по использованию опыта.

III. Виды и формы обобщения передового педагогического опыта

3.1. Виды обобщения
описание системы работы учителя, классного руководителя, группы учителей, предметного методического объединения, всего педагогического коллектива по актуальным проблемам (одного или нескольких лет работы);
методические рекомендации по наиболее сложным разделам школьной программы, подготовленные на основе личного опыта лучших учителей;
методические разработки уроков и внеклассных мероприятий.
3.2. Форма обобщения:
учебно-методические комплексы (уроки, методические недели ит.д.);
альбомы; стенды; брошюры; компьютерные презентации;
видеофильмы, проекты и др..

IV. Организация изучения и обобщения передового педагогического опыта.

4.1. Первичным звеном накапливания и распространения передового педагогического опыта является предметное методическое обучение, творческая группа учителей. Администрация МКСКОУ «Специальная (коррекционная) школа № 7 VIII вида» организует работу по изучению и обобщению передового педагогического опыта, вносит предложения по обобщению передового педагогического опыта.
4.2. Если опыт педагогических работников выходит за пределы конкретных условий образовательного учреждения и приобретает более общий характер, его распространяют городские методические объединения , Курский институт развития образования и др. .
Передовой педагогический опыт может быть представлен на заседании творческих групп, проблемных семинаров, школ передового опыта, методическом объединении, конференции, педагогических чтениях и др.

V. Структура описания передового педагогического опыта.

5.1 Обоснование актуальности и перспективности опыта; его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
5.2. Формирование ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
5.3. Теоретическая база опыта: показать из каких научных положений исходит данный опыт.
5.4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, метод, приёмы воспитания, обучения.
5.5. Анализ результативности.
5.6. Трудоёмкость.
5.7. Методические рекомендации по использованию опыта.

VI. Документация и отчётность

6.1. Издаётся приказ МКСКОУ «Специальная (коррекционная) школа № 7 VIII вида» (если опыт изучается на уровне школы) об изучении и обобщении передового педагогического опыта (нового профессионального опыта).
6.2. Если опыт заслуживает обобщения на уровне города, администрация МКСКОУ «Специальная (коррекционная) школа № 7 VIII вида» ходатайствует об организации работы по обобщению и распространению опыта на городском и региональном уровне. Прилагаются аналитические материалы по итогам изучения передового педагогического опыта.
6.3. Сведения об изучении и обобщению передового педагогического опыта протоколируются в документации методического объединения, творческой группы.