Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Занятие на тему: "Лес - наше богатство" Авторы: Кашина В.Н., Сечная И.В.

Методическая копилка - внеклассные мероприятия

Лес – наше богатство.
Цели:
• Раскрывать эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей и желание беречь и охранять окружающую среду;
• Формировать нормы поведения детей в природе;
• Систематизировать знания обучающихся о природе;
• Прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней;
• Работать над развитием устной речи детей, обогащать словарный запас, формировать познавательные умения, развивать мыслительные навыки;
• Учить работать в группах и парами
Оформление: детские рисунки, газеты, плакат « Войди в лес другом»,
презентация, музыка.
Ведущий. (Читает на фоне музыки)
Есть просто храм, Он свят в любое время суток,
Есть храм науки, Открыт для нас в жару и стынь.
А есть еще природы храм – Входи сюда,
С лесами, тянущими руки Будь сердцем чуток,
Навстречу солнцу и ветрам. Не оскверняй её святынь.
С. Смирнов
Услышу ль шум в полдневный час,
Журчанье струй средь камушков у брода,
О, люди, мыслю я, у всех у нас есть мать одна
По имени Природа!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки,
В душе её прекрасные черты – поля, луга, леса, моря и реки.
С. Викулов

Ведущий. Все чаще по телевидению и радио мы слышим о глобальном потеплении, о горах мусора, о загрязнении океанов, о вырубленных лесах. Неужели ничего уже нельзя изменить? Конечно это не так. Решение этой задачи зависит от каждого жителя Земли, то есть от каждого из нас. Сегодня мы попробуем найти решение некоторых проблем.
Сегодня мы отправимся в замечательное путешествие, туда, где природой создана фабрика кислорода для всей планеты, в дом, где спрятаны несметные богатства, это дом для зверей и птиц, это зелёный наряд нашей Земли.
Но мне нужен помощник, тот, кто этот дом хорошо знает, знает все его тропинки. А лучше всех его знает Старичок – Лесовичок.
Давайте позовем его все вместе: «Старичок - Лесовичок! Старичок –Лесовичок!»
( Под музыку выходит Старичо к- Лесовичок).
Старичок – Лесовичок Здравствуйте, ребята! Вы меня звали! А поведу вас я сегодня в сказочный дом. А, в какой? - Отгадайте сами:
В этом доме сто осин,
Сто берёз и сто рябин,
Сосны, ели и дубы,
Травы, ягоды, грибы.
Много жителей в нём
Назовите этот дом. ( Лес)
Старичок –Лесовичок. Правильно лес! Я живу в лесу и знаю все его тропинки и полянки. А, вы, ребята, что знаете о лесе?
Ведущий:
Да, Старичок – Лесовичок , наши дети подготовили стихотворения о лесе.
( Дети читают стихи).
Нет ничего милее –
Бродить и думать здесь
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться,
И видно всё до дна.
Течёт вода – водица –
Вкусна и холодна.

Взгляни на глобус – шар земной
Ведь он вздыхает, как живой.
И шепчут нам материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас береги!»

Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега.
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас береги!»

Ведущий. Лес – это наш друг! Он задерживает влагу и помогает человеку выращивать хороший урожай; лес – это кладовая, где есть орехи, ягоды, грибы. В лесу есть и свои жители.

Старичок – Лесовичок. А теперь, ребята, отгадайте, кто живет в лесу.
1. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса! А зовут ее (лиса).
2. Горбоносый, длинноногий, великан ветвисторогий, ест траву, кустов побеги, с ним тягаться трудно в беге. Коль такого довелось вам встретить. Знайте, это (лось).
3. Он как ёлка весь в иголках, ловит смело страшных змей! И хотя он очень колкий, обижать его не смей! Он в лесу живет, но вхож и в сады отважный (ёж).
4.Что за зверь лесной встал как столбик, под сосной? И стоит среди травы – уши больше головы. (Заяц)
5. У него в полосках спинка, хвостик легкий, как пушинка. Все запасы, как в сундук , прячет в дупла (бурундук).
6. Моет в речке свою пищу, чтоб она была почище. Лишь потом отправит в рот, а чистюля тот (енот).
7. Меньше тигра, но немножко больше крупной рыжей кошки. На суку она обычно, притаившись, ждёт добычу. Не робей, но берегись в том лесу, где бродит (рысь).
8. Это что за зверь таёжный? Полуночный любит мрак и, как все на свете кошки ненавидит злых собак. (Тигр).
Их у нас в стране осталось менее 300 особей.
9. В сосне дупло, в дупле – тепло, а кто в дупле живёт в тепле? (Белка)
10.Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вой спит в избушке снеговой. Кто это? (Медведь).
Почему его так зовут? (Он ведает, знает, где есть мёд в лесу).

Ведущий. Кроме зверей в лесу живёт много птиц, насекомых, растений: цветов, деревьев, кустарников.
А сейчас мы с вами поиграем.
Игра. « Бега животных»
Дети по команде огибают флажки:
1. Прыгая на четвереньках, как лягушка;
2. На двух ногах, как кенгуру;
3. На четвереньках, как собака;
4. На четвереньках, пятясь назад, как рак.

Старичок – Лесовичок Ребята, а вы знаете пословицы о лесе?
• Лес кормит, лечит, укрывает и согревает.
• Много леса – не губи, много леса береги, нет леса – посади.
• Лес богатство и краса, береги свои леса.
• Враг природы тот, кто её не бережёт.
• Кто лес любит тот его не губит.

Ведущий. Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.
Сценка (Звучит трель соловья)
А вот две девочки – подружки Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Когда соловей перестал петь, Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.
«Зачем ты берёшь с собой мусор?» - спросила Оля. «Брось его под куст. Ведь мы в лесу. Нас никто не увидит».
« Стыдно перед соловушкой», - ответила тихо Лида.

Соблюдали ли законы природы эти девочки?
Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему?

Старичок – Лесовичок Я пришел к вам с дарами леса.
Игра «Угадай, что за гриб»
Я под шляпкою цветной на ноге стою одной.
У меня свои повадки: я всегда играю в прятки. ( Гриб).
Ребята, а вы знаете грибы? Кто не знает, у меня есть подсказки.
1. Не хочу попасть в лукошко, потерять свою парчу,
В красной шапке хоть немного, постоять ещё хочу. (Подосиновик).
2. На поляне лесной под бурой сосной стоит старичок, на нём бурый колпачок. Колпачок на бочок. Кто в лесу бывает, тот его и знает. ( Боровик).
3. Кто же мы? Родное лето в предвечернюю грозу шляпок самых разноцветных надарило нам в лесу. (Сыроежки)
(Остальные грибы демонстрируем, и спрашиваем)
4. Это растение шипы свои выставило колкие, шипы у него, как иголки, но мы не шипы у него соберём – полезных плодов для аптеки нарвём. (Шиповник)
5. А это растение платье скинула, а пуговки остались. Что это за растение? (Рябина)
6. В сенокос – горька, а в мороз – сладка, что за ягодка?
( Калина)
7. Растут на ветке группками, покрытые скорлупками. ( Орехи)

Ведущий: Все эти дары леса являются хорошим кормом для птиц и животных, даже мухомор. Ими питаются лоси. Присмотритесь в лесу, вокруг кипит жизнь. Вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны, а вот муравей тащит соломинку. Много интересного в лесу.
Старичок – Лесовичок Дети, мы пришли в гости к природе и надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определённые правила поведения. Что же это за правила? Давайте их вспомним. ( Вывешивает и читает правила)
Дети:
 Не оставлять мусора в лесу.
 Не ломать ветки и деревья.
 Не разорять птичьих гнёзд и муравейники.
 Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
 Не рвать цветов охапки.
Ведущий: С каждым днём, с каждым годом реки и леса всё больше нуждаются в защите.
Есть в каждом лесу особая поляна – «поляна слёз». Собираются там звери, когда их люди обижают, и рассказывают друг другу о своих бедах и печалях...
Старичок – Лесовичок А сейчас мы с вами поиграем в игру
Игра « Можно - нельзя»
( Дети отвечают хором)
• Если в лесу увидел маленького ёжика, можно ли его брать домой?
• Если увидел мухомор, надо ли его растоптать?
• Ломать деревья и ветки (нельзя)
• Сажать больше деревьев (можно)
• Ходить, топтать и рвать цветы (нельзя)
• Ходить только по тропинкам (можно)
• Оставлять мусор в лесу (нельзя)
• Собрать мусор и закопать в яму (можно)
• Разжигать костры в лесу (нельзя)
• Беречь лес от пожара (можно)
• В лесу шуметь (нельзя)
Ведущий Вы пришли на полянку, где мы с вами поиграем.
Подвижная игра « Шишкобол».
Дети по команде бросают в корзины шишки сосны (ели). Кто больше забросит, тот и выиграл.

Молодцы! Мы с вами хорошо поиграли. Оглядитесь вокруг. Все ли вы хорошо знаете деревья. (Использовать презентацию)
1. Высоконько стоит, далёконько глядит, станет старушкой – будет избушкой. (Сосна)
На территории курской области на песчаных почвах растёт сосна. А вы знаете, что человек делает из сосны?
Древесину сосны используют в кораблестроении, вагоностроении, строительстве домов, делают мебель, фанеру, бумагу. Из смолы получают скипидар, канифоль. Из хвои получают витамин С, искусственную шерсть, молодые побеги используют для получения лекарств, которые используют при заболевании горла.
В течение всей жизни человек расходует около 400 деревьев.
2. Её всегда в лесу найдёшь – пойдём гулять и встретим: стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем. (Ель)
Из ели делают музыкальные инструменты: скрипки, пианино, гитары.
В нашем городе посажены «голубые» ели, но каждый год находятся нехорошие люди, которые их перед Новым годом портят, срезают им верхушки. Часто они потом засыхают.
А ведь сосны и ели круглый год дают нам кислород, очищают воздух от пыли и грязи, выделяют фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы.
3. Из какого дерева делают спички?
Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит.
( Из осины).
4. Какое дерево применяют для изготовления лыж?
Русская красавица стоит на поляне, в зелёной кофточке, в белом сарафане. (Береза)
5. Какая страна имеет больше всего лесов?
( В России леса занимают почти половину её территории)
6. Знаете ли вы, какое дерево считается национальным деревом России?
Национальным деревом нашей страны, с точки зрения лесоводов является не берёза, а лиственница.
Она занимает половину лесов нашей страны, даёт прочную древесину, которая не гниёт более 500 лет.
Из лиственницы получают: искусственные ткани, целлюлозу, виноградный сахар, чулки, целлофан, масло, уксусную кислоту, канифоль.
7. Какое дерево является деревом сюрпризов? ( Кедр)
Кедр растёт в нашей стране в Сибири и Дальнем Востоке. В кедровой посуде долго не киснет молоко. В шкафу из кедровых досок не заводится моль. Комары и клещи боятся запаха кедра. А из кедровых орешков готовят растительные сливки.
8. Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья?
В дуплах деревьев жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнёзд, не стало и птиц. Молодой лес погибает от вредных насекомых.

9. Какое дерево цветет первым, а какое последним?
Первой цветёт ольха, последней - липа.
10.Какое дерево, как и береза, даёт сладкий сок?
(Сладкий сок даёт клён).
Из древесины деревьев изготавливают около 30тысяч предметов, вещей, продуктов. Мы должны благодарить лес за плодородные поля, за глубокую реку, за чистый воздух – ведь всем этим мы пользуемся.

Старичок - Лесовичок Мои дорогие друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
А знаете ли вы? Отгадайте кроссворд. (Дети отгадывают кроссворд)
Ведущий
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные, растения – будем охранять наши леса, степи, горы.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»
Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Красивей нет.
Во всей Вселенной
Совсем одна!
Что будет делать
Без нас она?