Авторская программа по хозяйственно-бытовому труду для обучающихся воспитанников с умеренной умственной отсталостью Автор: Ефремова В.А.
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Авторская программа по хозяйственно-бытовому труду для обучающихся воспитанников с умеренной умственной отсталостью Автор: Ефремова В.А.

Методическая копилка - Олигофренопедагогика

Хозяйственно-бытовой труд.

Программа разработана в целях определения содержания данного предмета с учетом индивидуальных познавательных, речевых особенностей физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных, нарушений у детей с умеренной умственной отсталостью.

За основу программы взяты:
Программно-методические материалы «Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» под редакцией И. М. Бгажноковой – М.: Владос, 2007. – 239с.

Пояснительная записка.

Категория детей с умеренной умственной отсталостью представляет собой
разнообразную группу обучающихся, для которых характерно позднее развитие и снижение интеллекта, нарушение всех сторон психики – мышления, памяти, внимания, эмоциональной сферы. Как правило интеллектуальные нарушения сопровождаются выраженной неврологической патологией (параличами, парезами и т. п.).
На низком уровне находится развитие навыков самообслуживания. При особо сложных дефектах моторного развития исключается возможность формирования этих навыков. У детей возникают трудности овладения навыками, которые требуют тонких дифференцированных движений пальцами. Некоторые лица нуждаются в помощи на протяжении всей жизни.

Цель занятия: минимизация социальной инвалидности, преодоление житейской (бытовой) зависимости от ближайшего окружения (семьи).

Задачи, которые решаются во время обучения – это научить ребенка независимо от его психофизического состояния самостоятельной практической жизни; целенаправленной подготовки к жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формирование у каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности. Активизировать их к посильному участию в хозяйственно-бытовой деятельности. Формировать умение использовать полученные знания для решения повседневных жизненных задач, соблюдать гигиенические нормы, содержать в чистоте окружающее пространство, соблюдать элементарные правила безопасной жизнедеятельности. Формировать умение позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования. Воспитание отрицательного отношения к иждивенчеству, бесхозяйственности, воспитание таких качеств, как практичность, бережливость, хозяйственность, стремления посредством трудовой деятельности удовлетворять свои потребности. Формировать хозяйственные бытовые навыки.
Курс нацелен на выработку у обучающихся специально значимых умений, а также формирование основ трудовой деятельности (как основы для простейшего самообслуживания: безопасное приготовление пищи, уход за одеждой, мелкая стирка, глажение, уборка помещений и т. д. возможности развития каждого ребенка строго индивидуальны: поэтому весь процесс обучения реализуется на основе индивидульно-типологических особенностей детей с использованием индивидуальных и групповых форм работы. Умение формируется наглядно – практической, предметной основе с использованием игровых приемов.
Опираясь на современную концепцию воспитания и обучения детей данной категории, учитывая их психологические особенности, уровень познавательных интересов, степень обучаемости в образовательном процессе включены игровые технологии. Организация игр, моделирующих реальные ситуации, способствует формированию хозяйственно-бытовых навыков.
Кабинет должен быть укомплектован достаточным количеством оборудования, чтобы обеспечить выполнение всех практических работ всеми обучающимися с соблюдением санитарно-гигиенических норм безопасности.
На уроках хазяйственно-бытового труда используются все виды наглядности: натуральная (одежда, посуда и т. д.), образная (рисунки, плакаты, картины), графическая (инструкции, бланки, карты, квитанции), символическая (условные изображения температурных режимов работы утюга и др.). разнообразный дидактический раздаточный материал (этикетки и упаковки от разнообразной продукции и т. п.). плакаты по личной гигиене, по уходу за больным и т. п., дидактические игры («Одень куклу»), инструкционные карты по приготовлению блюд, проведения стирки, глажения, ремонту одежды и др.).
Умения и навыки, полученные в процессе обучения должны использоваться на уроках трудового обучения, СБО, ОБЖ, а также в повседневной деятельности.
Важным является создание ситуации успешности каждого ребенка: принцип доступности, предполагающий действия обучающихся на пределе своих возможностей.
Работа с данной категорией детей требует тщательного отбора и применения оптимальных приемов методов и форм обучения, создания специальных учебных пособий. Соблюдать особые условия: толерантного, спокойно-доброжелательного отношения.
Содержанию обучения таких детей придается усиленное жизненно-практическая направленность. И чем более выражена умственная отсталость, тем очевиднее необходимость специальной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование у детей жизненно-практических (трудовых) умений.

Программа имеет три раздела:
• Уход за вещами;
• Уборка помещений и территории;
• Приготовление пищи.

Уход за вещами:
• Сроки смены белья;
• Правила хранения белья до стирки;
• Моющие средства. Правила применения мыла, моющих средств;
• Посуда применяемая для стирки;
• Приемы стирки и сушки белья;
• Стирка мелких вещей (носки) сушка;
• Правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. Подбор моющих средств;
• Глажение утюгом. Установка гладильной доски. Определение готовности утюга к работе. Глажение небольших вещей;
• Смена одежды и обуви по сезонам;
• Просушивание мокрой одежды и ее чистка;
• Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц. Подбор пуговиц и ниток. Работа с иглой.
• Уход за текстильной обувью. Чистка обуви.

Практическая работа.
Стирка мелких вещей, их утюжка. Пришивание пуговиц. Чистка одежды щеткой. Чистка текстильной обуви.

Обучающиеся должны знать:
• Следить за аккуратностью в одежде;
• Сроки смены белья и правила хранения его до стирки;
• Правила пользования моющими средствами;
• Особенности стирки белья вручную;
• Правила пользования утюгом и т/б работы с ним;
• Виды одежды и обуви по сезонам.

Обучающиеся должны уметь:
• Стирать мелкие вещи вручную и вывешивать на просушку;
• Гладить мелкие вещи (носовой платок, носки, полотенце);
• Просушивать намокшую одежду;
• Чистить одежду щеткой;
• Пришивать пуговицы;
• т/б при работе с иглой и ножницами.

Уборка помещений и территории.
• Виды отопления и освещения помещений;
• Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению;
• Повседневная уборка (влажная и сухая);
• Подметание пола и удаление пыли со стульев, столов, подоконников;
• Мытье пола;
• Назначение комнатных растений и уход за ними;
• Уборка территории: собирание и вынос мусора в специальный контейнер, сортировка мусора (горючий, негорючий), сжигание мусора, подметание и сгребание сухих листьев, уборка снега, посыпание дорожек;
• Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (полировка). Средства по уходу за мебелью. Т/б при работе со средствами по уходу.

Практическая работа.
Сухая и влажная уборка класса. Чистка мебели, мытье пола. Уход за комнатными растениями. Сгребание листьев. Уборка снега, посыпка дорожек песком.

Обучающиеся должны знать:
• Виды отопления и освещения помещений;
• Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению;
• Назначение комнатных растений и виды ухода за ними;
• Правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
• Правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия.

Обучающиеся должны уметь:
• Подметать пол, протирать пыль на столах, стульях, подоконниках, мыть полы;
• Поливать комнатные растения;
• Работать граблями, снеговой лопатой;
• Определять место посыпки дорожек песком, посыпать дорожки песком;
• Ухаживать за полированной мебелью.

Приготовление пищи.
Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Ребенок становится более самостоятельным, если
он может сам приготовить себе пищу. Как всякая практическая деятельность, будучи конкретной и простой по содержанию приготовления пищи является наиболее понятным и доступным средством активного познания окружающей действительности.
В ходе обучения решаются следующие задачи:
• Соблюдение правил гигиены и техники безопасности при приготовлении пищи;
• Обращение с кухонной посудой;
• Пользование бытовыми электроприборами для приготовления пищи;
• Пользование плитой;
• Использование мерной посуды;
• Соблюдение операционной последовательности при приготовлении пищи;
• Хранение продуктов;
• Сервировка стола.

В ходе проведения занятия решаются воспитательные задачи: формирование интереса у детей к приготовлению пищи, воспитание привычки к личной гигиене, привитие навыков культурного поведения за столом.
• Санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи;
• Обращение с кухонной посудой: функциональное использование, различие чистой и грязной посуды; мытье, чистка, хранение;
• Где и как хранятся продукты;
• Холодильник;
• Значение правильного питания для поддержания и укрепления здоровья;
• Нормы и режим питания;
• Основные продукты питания: хлеб, крупяные, мучные изделия, молоко и молочные продукты, сахар, овощи, фрукты, мясо, рыба;
• Последовательность и обработка овощей и фруктов: сортировка, мытье;
• Хранение пищи и продуктов питания, сроки хранения.

Практическая работа.
Мытье столовой посуды. Приемы сушки посуды. Сервировка стола к обеду. Пользование столовыми приборами. Поведение во время приема пищи. Приготовление бутербродов с маслом, колбасой, сыром.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

Обучающиеся должны знать:
• Санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи;
• Значения правильного питания для здоровья;
• Основные продукты питания;
• Правила хранения продуктов и готовой пищи.

Обучающиеся должны уметь:
• Мыть посуду;
• Сервировать стол к завтраку;
• Пользоваться столовыми приборами;
• Готовить простые и комбинированные бутерброды;
• Обращаться с ножом.