формирование коммуникативных умений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью Автор: Ефремова В.А
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

формирование коммуникативных умений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью Автор: Ефремова В.А

Методическая копилка - Олигофренопедагогика

Детям с умеренной умственной отсталостью наряду с недостатками всех сторон психической деятельности присуще системное недоразвитие речи. Это грубое косноязычие, аграмматизмы, нарушение структуры слов. Речь таких детей состоит из отдельных слов, словосочетаний. Но среди них есть и «безречевые» дети. У них отсутствие речи компенсируется жестами, звуками, примитивными словами, иногда понятными только им. Часто речь детей с умеренной умственной отсталостью мало понятна. В их речи преобладают одно- и двусложные слова, произношение же многосложных слов представляет для них непреодолимые трудности. Запас слов крайне ограничен. Они не знают названия предметов хорошо известных им и не чувствуют большой необходимости в выяснении названий предметов и явлений окружающей действительности. В большей мере используют существительные и глаголы, затрудняются в грамматическом оформлении фраз (нарушение согласований, пропуски предлогов). У большинства детей возникают затруднения в общении с окружающими: возникают ситуации, когда их не понимают, избегают, смеются над ними.
У ребенка отсутствует необходимое содержание для речи, так как его представления об окружающей действительности крайне ограничены и бедны. Отсюда резкое отставание в овладении словарным запасом и грамматическим строем речи.
В связи с этим речь не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способность полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды деятельности.
Для социализации данных детей необходим уровень сформированности необходимых функций речи. Так как эти дети, практически все, имеют нарушения речедвигательного аппарата, работу нужно начинать с развития артикуляционной моторики. Эта работа должна вестись на протяжении всего обучения, так как нарушение звукопроизношения серьезным образом влияет на все стороны развития устной и письменной речи.
Обогащение словарного запаса обучающихся – это одно из направлений развития речи. Нужно учить узнавать и показывать знакомые предметы в ближайшем окружении и на картинках, называть предметы и их части (мебель, игрушки, части своего тела); соотносить предмет с его содержанием, подбирать действие к предмету, предмет к действию и т. д. Нужно стремиться к тому, чтобы дети осмысливали произнесенные слова. В ходе обучения словарь обогащается: они знают названия различных предметов обихода, животных, овощей, фруктов, называют действия, относящиеся к бытовой и учебной деятельности, подбирают обобщающие слова. Но без специального обучения слово не служит им для более сложного обобщения.
Большие трудности вызывает активизация речи детей и расширение их активного словаря. С ребенком необходимо постоянно общаться, чтобы услышанные им новые слова вошли в его речь.
Более сложным направлением развития речи является развитие фразовой речи у детей с умеренной умственной отсталостью. После прочтения фразы просят ребенка повторить ее, если он не может этого сделать, необходимо возвращаться к написанному, столько раз, сколько будет необходимо для запоминания и понимания ребенком прочитанного. Без стимуляции со стороны учителя дети с умеренной умственной отсталостью не пытаются понять предложения, еще раз прочитать его. Каждую фразу необходимо иллюстрировать. Для развития фразовой речи могут быть такие задания:
• Подбери картинку к данной фразе и озвучь картинку;
• Составление словосочетаний с нужными словами (по аналогии);
• Составление предложений с данным словом (эти предложения стереотипны);
• Дополнение предложений недостающими словами (с опорой на картинку и без нее);
• Составление предложений по наблюдаемому действию, по ситуативной картинке, с опорой на личный опыт;
• Работа с деформированным текстом;
• Ответы на вопросы по содержанию прочитанного;
• Разложение картинок в соответствии с содержанием прочитанного (2-3 картинки), передача содержания.

Для детей это очень трудная задача часто это название предметов и действий.
Картинки – это хорошее дидактическое пособие для развития речи детей с умеренной умственной отсталостью.
Для того чтобы ребенок успешно овладел устной речью необходимо чтобы он практически пользовался ею, вступая в контакт с окружающими.
Но дети с умеренной умственной отсталостью пассивны, у них снижена потребность к высказываниям из-за слабого интереса к окружающему, из-за узкого круга знаний. Они стараются избежать диалога со взрослыми, или долго молчат перед тем, как ответить на заданный им вопрос. Многие из них боятся вступать в контакт с незнакомыми людьми. В процессе общения они лучше отвечают на вопросы, чем самостоятельно их формулируют.
Задачей учителя является научить детей вести диалог: спрашивать, отвечать, выслушивать, выработать потребность общения. Большие возможности для формирования коммуникативных умений имеют уроки трудового обучения, где обучение связано с практической деятельностью, когда дети поставлены перед необходимостью попросить материал, инструменты, обратиться за помощью к учителю или одноклассникам. Дети с умеренной умственной отсталостью с трудом воспринимают инструкции учителя по изготовлению поделки, не могут запомнить план работы над ней, не могут читать инструкционную карту, поэтому они постоянно обращаются за помощью (работа с такими детьми ведется с планированием ближайшей операции и с помощью учителя). На протяжении всего урока учитель общается с обучающимся задавая ему вопросы, и отвечая на его. Таким образом развитие речи происходит в совместной деятельности педагога и обучающегося. Все это положительно влияет на развитие у детей несложных форм диалогической речи. Необходимо научить ребенка общаться в различных ситуациях с использованием монологической и диалогической речи. На начальном этапе при беседе с ребенком стараться избегать критической оценки его ответов, исправлять ошибки, что снижает интерес к общению. Необходимо постараться понять и похвалить за проявленную активность в беседе. Хотя ответы на вопросы могут быть односложны и мало понятны. При беседе с детьми на знакомые им темы, они отвечают на вопросы друг друга, что побуждает из вслушиваться в слова собеседника, учитывать содержание его высказывания при своих ответах.
Работа по формированию коммуникативных навыков включена во все виды деятельности и осуществляется в процессе специальных дидактических игр и упражнений, в продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепки, конструировании, в процессе учебной деятельности чтении, письме, математике, на занятиях музыкой, физкультурой, трудовой деятельности, в повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей с умеренной умственной отсталостью является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания участвовать в беседе.
У данных детей игра является основным видом деятельности. Она служит эффективным средством формирования умения общаться у детей с умеренной умственной отсталостью. В игре дети становятся самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, становятся в позиции различных персонажей, что побуждает их к активной речевой деятельности. Они задают вопросы, рассказывают о происходящем, называют действия, которые предстоит выполнить.
Использование сюжетно-ролевых игр – это согласованное выполнение детьми речевых действий в соответствии с сюжетом. Сюжетно-ролевые игры направлены на воспроизведение отношений между людьми. Более доступными для детей с умеренной умственной отсталостью являются сюжетно-ролевые игры бытовой тематики. Такие игры широко используются на уроках СБО. Это игры: «На приеме у врача», «Я заблудился», «Разговор по телефону», «В магазине», «Вызов врача на дом» и др. важной особенностью сюжетно-ролевой игры является возможность моделировать на ее основе тот или иной ситуации общения, предполагающей простой диалог. Эти игры уточняют представления детей о предметах быта и их предназначении, способствуют формированию навыков самообслуживания, побуждают интерес к бытовому труду людей, обогащают словарь.
Театрализованные игры, игры-драматизации могут стать подлинным общением, если их содержание будет не только понятно, но и эмоционально воспринято.
Развитие речи тесно связано с развитием внимания, запоминания, памяти. Для этого проводятся дидактические игры на уроках развития речи. Во время урока учитель стремится вызвать у детей интерес к общению, учит обращаться за помощью.
Путем многократных игровых упражнений приучаются благодарить за помощь, адекватно вести себя в общественных местах. Участие в сюжетно-ролевой игре приводит к образованию положительных привычек, которые позволяют в определенной степени приспособиться к окружающей жизни.
Несмотря на низкую концентрацию внимания, его неустойчивость, поверхностное восприятие информации, трудность запоминания детей с умеренной умственной отсталостью, существуют значительные возможности для развития коммуникативных умений.
В ходе организации игр формируется понимание обучающегося эмоционального состояния собеседника, умение соблюдать необходимую дистанцию в общении, умение выбирать нужные по значению высказывания в соответствии с ситуацией.
Немаловажную роль в формировании умений играют экскурсии. Они обогащают жизненный опыт детей новыми впечатлениями и знаниями об окружающей действительности, учат понимать людей, общаться с ними. Во время экскурсии дети вступают в контакт со взрослыми, они могут спросить о том, что привлекло их внимание. Занятия по социально-бытовой ориентировке предполагает большое количество экскурсий (ателье, ремонтные мастерские, прачечную, парикмахерскую, на почту, вокзал и др.).
В процессе наблюдения за сезонными изменениями в природе, бесед на темы связанные с жизнью детей в семье, школе эффективно реализуется формирование основ диалогической речи, отрабатываются умения строить диалог: спрашивать – отвечать, просить, объяснять. Именно в процессе диалога мы развиваем умение слушать, задавать вопросы и отвечать.
Речевое общение детей с умеренной умственной отсталостью с окружающими ограничено. Но цель учителя – научить ребенка не только поддерживать диалог, но и проявлять инициативу в общении, вести беседу не перебивая собеседника, точно выбирать слова для выражения мыслей, строить речь грамматически правильно, придавать речи соответствующую интонационную окраску. Это способствует развитию познавательной деятельности, формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Что положительно сказывается на адаптации в обществе.