Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Использование различных техник в изодеятельности для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ. Автор: Воропанова Н.И.

Методическая копилка - Олигофренопедагогика

 

Мелкая моторика обучающихся с ограниченными возможностями здоровья характеризуется значительным недоразвитием мелких, тонких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук. На уроках изобразительной деятельности, в процессе работы с различными инструментами и материалами развивается координация, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными, что имеет, важное значение для подготовки руки к письму. Не нужно навязывать детям процесс рисования, необходимо увлечь их этим видом деятельности.
Основная задача приведённых ниже упражнений состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук на уроках изобразительной деятельности.
Рассмотрим некоторые способы и приёмы изобразительной деятельности, направленные на развитие мелкой моторики и творческих способностей у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рисунок своими руками.
Рисовать можно пальцами и ладошками. Такой способ создания рисунка называется пальцеграфией (пальчиковая живопись).

Нету кисточки пропала,
Только я грустить не стала,
Обмакну я пальчик в краску,
Нарисую пальцем сказку.

Волшебные ладошки.
С помощью ладоней можно делать отпечатки на бумаге и превращать их в различные рисунки.
Ладонь разрисуем и прижмём к бумаге получится отпечаток, в котором можно увидеть различные интересные образы.Монотипия.
Особый вид техники печатания, при которой краска наносится на лист бумаги (целлофан) или кусочек оргстекла. Потом этот же лист (или кусочек) прикладывается к той поверхности, на которую наносится отпечаток. С помощью монотипии изображают деревья, цветы, бабочек и др.

Монотипия такая,
Рисовать нам помогает,
Нарисую полстранички,
А сложу, как две сестрички.

Тампонирование.
Приём рисования марлевым тампоном или кусочком поролона: штемпельная подушка послужит палитрой. Можно сочетать эту технику с техникой трафарет.

Трафарет.
Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм.
Сначала вырежем трафарет или используем уже готовый.

Рисование штрихом.
Штрих это линия, которая по своему виду может быть самой разной: короткой и длинной; наклонённой, дугообразной, зигзагообразной и волнообразной; чуть заметной и яркой.
Техника штрихования развивает мелкую моторику пальцев, чувство формы, конструкции, композиционную культуру, глазомер, воспитывает умение доводить начатое дело до конца.

Рисование пластилином.
Выкладывание «колбасками» из пластилина контуров изображения и дальнейшее размазывание по силуэту развивает мелкую моторику рук, так как во время отщипывания и размазывания хорошо напрягаются и работают мышцы пальцев и кистей рук.

Коллаж.
Это техника сочетание аппликации и рисования, причём аппликация может быть самая различная из бумаги, ткани, нитей, любого бросового материала.

Таким образом, специфика уроков изобразительной деятельности позволяет успешно осуществлять коррекционную работу по развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук у детей с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с тем, что на данных уроках используются различные инструменты, предполагается организация разных видов предметно-практической деятельности.

Литература.
1. Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003.
2. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
3. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: ООО «Институт общегуманитарных исследований», 2001.
4. Жаренков Г.И. Коррекционная работа на уроках трудового обучения // коррекционно-развивающее обучение/. – М.: Дрофа,1981.