Опыт обучения воспитанников с умеренной умственной отсталостью
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Опыт обучения воспитанников с умеренной умственной отсталостью

Методическая копилка - Олигофренопедагогика

Опыт обучения воспитанников

 с умеренной умственной отсталостью

 

Учитель начальных классов

Ефремова Валентина Алексеевна

 

Специалисты, занимающиеся изучением детей с выраженными нарушениями умственного развития, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками в клинической картине (вследствие органического поражения ЦНС), а так же комплексными нарушениями физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств.

        

Большинство из них могут овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности. Умственно отсталые дети могут адаптироваться в ближайшем окружении.

        У детей с умственной отсталостью развитие базовых психических функций (ощущений, восприятий, представлений) происходит не только медленно, а патологически не равномерно. Строго говоря, проводить параллели и сравнения между разными категориями детей некорректно. Усилия педагогов по обучению некоторых детей учебным знаниям по тем или иным предметам школьной программы  могут оказаться безуспешными, поэтому для определенной части детей с умственным недоразвитием критические оценки их обучаемости должны быть ориентированы не на результативность технологии учения в рамках нормированного педагогического процесса, а на опыт их социального продвижения,  где ключевым является предметное и чувственное отражение окружающего мира, развитие их личностного самосознания в обществе людей.

        В соответствии с Законом РФ «Об образовании», а также Положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, сегодня каждый ребенок с осложненными формами психического недоразвития может получать образовательные услуги в учреждениях специального и общего назначения. При этом формы обучения и воспитания определяются специалистами (по желанию родителей) с учетом его индивидуальных возможностей.

         Ребенок с выраженным недоразвитием интеллекта рассматривается как личность, которая имеет те же права, что и все другие члены общества, но в силу  особенностей своего индивидуального развития ему необходимо оказывать особые образовательные услуги. Только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы ребенок  с умственной недостаточностью может достичь оптимального для него уровня развития. Обучение должно иметь практическую направленность, поскольку доступная ребенку деятельность (предметная, игровая, коммуникативная, конструктивная, изобразительная, трудовая и др.) является с одной стороны, источником знаний об окружающем мире, с помощью, которой этот мир познается и преобразуется, а с другой – разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием каждого ребенка, формируют его социальный опыт. Виды помощи ребенку с выраженным недоразвитием интеллекта и представляемые ему коррекционные услуги могут быть различными, их должны получать дети в течение всей жизни.

        Родители имеют право выбора той или иной  формы помощи в соответствии с возрастом ребенка, состоянием его здоровья, уровнем индивидуального развития. Исходя из названных положений, основная цель воспитания с умственной отсталостью можно сформулировать следующим образом: формирование его как социально равноправной личности, способной самостоятельно (в меру своих возможностей), жить  в обществе людей, пользоваться основными конституционными правами гражданина.

        Форма организации коррекционной помощи лицам с выраженной умственной отсталостью – это классы (группы) для детей с осложненными формами умственной отсталости при коррекционных школах и в общеобразовательной школе, как инклюзивное обучение.

        В нашей школе VIII вида обучаются дети не только с легкой степенью умственной отсталости, но и дети с выраженным недоразвитием интеллекта (с умеренной и глубокой степенью умственной отсталости).

        Категория детей с выраженной умственной отсталостью представляет собой разнородную группу обучающихся, для которых характерно позднее развитие и снижение интеллекта, нарушение всех сторон психики, мышления, памяти,  внимания, эмоционально-волевой сферы. Как правило, интеллектуальные нарушения сопровождаются выраженной неврологической патологией. Детям, страдающим умеренной умственной отсталостью, присуще  системное недоразвитие  речи.

        В 2010 году при школе был открыт класс для обучающихся воспитанников с глубокой умственной отсталостью. Куда входят и дети с умеренной степенью умственной отсталости (как инклюзивное обучение). До третьего класса они обучались вместе с детьми с легкой степенью умственной отсталости. Это полная и постоянная интеграция (модель нерегламентированного совместного обучения с детьми с легкой степенью умственной отсталости, которые сравнительно недавно (до начала 1990-х годов) не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду).

Характеристика класса.

         В классе 5 обучающихся. Трудности  в обучении состоят еще в том, что при выраженном недоразвитии  интеллекта каждый из них имеет сложный дефект. Это гемипаретическая форма ДЦП, стойкие умеренные двигательные нарушения, нарушения зрения, эпилепсия, аутизм. Речь у одних отсутствует, у других малопонятна. «Безречевые дети» общаются с помощью жестов, мимики, звуков.

       Никита Б. Тотальное отсутствие речи у ребенка с параустическим развитием личности. В контакт вступает только с хорошо знакомыми людьми, на инструкции и просьбы не реагировал. Игру не поддерживал (стоял в стороне). Отмечались навязчивые движения: ходил по классу, подбрасывал салфетку, трогал стены, любые поверхности, без причины смеялся, разливал воду по классу, разбрасывал вещи, бросал в столовой стакан на пол и смеялся. Себя не обслуживал. В настоящее время частично обслуживает себя, стал охотнее вступать в контакт, выполняет некоторые инструкции. С помощью жестов научился обращаться с просьбой (сводить в туалет, дать попить, кивком головы дает ответы «да», «нет»). Стал усидчив на уроке, достает учебные принадлежности из портфеля, складывает карандаши, беседует по картинкам с помощью жестов. Сам играет в знакомые игры: «Подбери фигуру», «Собери предмет», «Лото». Пытается произносить некоторые звуки [a], [y]. Очень радуется, когда «говорит». Самостоятельно речевую активность не проявляет. По требованию находит буквы и цифры, самостоятельно не пишет.

         Дима П. поступил в первый класс с развитием интеллекта на уровне второй младшей группы детского сада. Речь малопонятна, дизартрия. За время обучения научился читать печатные и рукописные буквы, слоги, слова. Смысл прочитанного самим не понимает, но отвечает на вопросы по тексту, прочитанному учителем. Может разложить картинки в нужной последовательности, рассказать по иллюстрациям отдельными словами, короткими фразами. Знает обобщающие слова, любит рассказывать о происходящих событиях. Научился находить рабочую строку в тетради по письму, может записать короткое слово после звукобуквенного анализа, дописать пропущенную букву в слове. Пишет больше печатными буквами. Читает и списывает пример, считает на калькуляторе в пределах 20. различает геометрические фигуры, чертит по точкам треугольник, квадрат, прямоугольник, с трудом проводит линию по линейке. Частично обслуживает себя.

        Ира Т.  У девочки дизартрия умеренной умственной отсталости. Речь стала относительно разборчива. На вопросы отвечает, сама тему разговора не определяет. Грамматический строй речи нарушен, отмечаются ошибки в употреблении предлогов, замене окончаний. Буквы до сих пор путает. Пишет печатными буквами с образца. Читать не умеет (навыки чтения и письма не сформированы).  Пример списывает, вычисляет на калькуляторе, но прочитать не может. Любит лепить, рисовать. Обильное слюнотечение. Себя обслуживает частично.

Учебная деятельность организуется с учетом индивидуальных возможностей воспитанников. Разнообразная практическая деятельность со временем преобразуется в индивидуально социально-значимый опыт, при этом шкала индивидуальных достижений того или иного ребенка может быть различной. Для одного уровень достижений будет охватывать самые простейшие бытовые умения, для другого – овладение навыками хозяйственно-бытового обслуживания, умение быть полезным не только для себя, но и для окружающих, для третьих – способность к элементарному обучению чтению, письму, счету и др., самостоятельному обеспечению простейших социально-культурных потребностей: ходить в магазин за продуктами, уметь готовить, организовать свой досуг, контактировать с окружающими людьми.

        Занятия строятся по индивидуальным планам (каждый ребенок индивидуален), по самостоятельно составленным программам (авторским), т. к. государственных программ для данных детей нет. Использую для составления программ различные методические материалы по обучению и воспитанию детей и подростков с выраженным недоразвитием интеллект, тяжелыми и множественными нарушениями (под редакцией И. М. Бгажниковой, М. Б. Ульянцевой,  Л. Б. Боряевой, И. М. Бойковой, Д. И. Зориной и др.).

        Обучение носит, прежде всего,  ярковыраженную практическую направленность. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учебный материал подбирается по объему и компонуется по степени сложности  исходя из особенностей элементарного развития возможностей каждого ребенка. В процессе урока используются различные виды деятельности: игровая, элементарная трудовая, которые способствуют расширению, повторению и закреплению элементарных представлений по предмету. Чрезвычайно важно использовать наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для детей данной категории.

        Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока с учетом уровня развития уже имеющихся представлений и речи детей.

        Работа с данной категорией детей требует тщательного отбора и применения оптимальных приемов, методов и форм обучения, создания специальных учебных пособий. Соблюдать особые условия: толерантность, спокойно-доброжелательного отношения.

        Содержанию обучения таких детей придается усиленная жизненно-практическая направленность. И чем более выражена умственная отсталость тем очевиднее необходимость специальной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование у детей жизненно-практических (трудовых) умений.

        Используются следующие методы и приемы:

  Совместные действия детей и педагога.

Действия по подражанию действиям педагога.

 Действия по образцу и словесной инструкции.

Важным является создание ситуации успешности каждого ребенка: принцип доступности предполагающий действия обучающихся на пределе своих возможностей.

Объем работ следует дифференцировать так, как возможности отдельных обучающихся обычно резко отличаются. В обучении детей с выраженным недоразвитием интеллекта необходимо систематическое использование приемов поощрения в любых проявлениях самостоятельности. Только в атмосфере, которая дает детям уверенность и защиту, можно добиться доверия, возможности понимания между детьми и педагогом. На базе тесного эмоционального контакта с ребенком создается атмосфера  переживания событий, которая потом создает эффект длительного положительного взаимодействия.

Цель коррекционно-воспитательной работы - это приспособление детей к жизни в условиях окружающей социальной среды.

В своей работе использую:

Здоровьесберегающие технологии.

Профилактика утомляемости обучающихся, охрана зрения, опорно-двигательного аппарата.

Реализую здоровьесберегающую технологию, направленную на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. В образовательной деятельности использую дыхательную и пальчиковую гимнастики, игровой массаж, что помогает не только сохранить и укрепить здоровье, нормализовать психические процессы, но и стимулировать речевое развитие.

Использую игровые технологии, которые помогают включить ребенка в деятельность наиболее естественным для него способом, активизировать психические процессы, заинтересовать, опираясь на личный опыт.

Технология уровневой дифференциации, что предупреждает неуспеваемость, повышает качество обучения.

Личностно-ориентированные технологии.

Личностно-ориентированные технологии учитывают возможности и способности обучаемых и создают необходимые условия для развития индивидуальных способностей.

Технология оценивания.

Мотивирует ученика на успех, избавляет его от страха перед школьным контролем и оцениванием создает комфортную обстановку, сберегает психологическое здоровье детей, развивает у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, умений.

         Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии обеспечивают формирование и укрепление психологического здоровья обучающихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности.

         Интеграция уроков.

Взаимосвязь школьных дисциплин , разнообразие форм уроков.

      Из-за неоднородности детей материал трудно регламентировать временными рамками (по четвертям и годам обучения). При составлении плана необходимо планировать многократное повторение того или иного материала с постоянным включением новых элементов в контекст уже усвоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучающихся темп прохождения материала замедляется или увеличивается.

        Учебный план ориентирует учителя на возможные маршруты обучения и воспитания, где особенно важны: формирование и развитие коммуникативных умений, устная речь и ее понимание, ориентация в окружающей среде, безопасное поведение в природе,  развитие предметно-практических навыков, бытовой т трудовой деятельности.

        Особого внимания требуют дети с тяжелым нарушением речи, или так называемые «безречевые». Отсутствие или несформированность базовых компонентов речи не может быть причиной для отказа в коррекционном обучении, т. к. многие дети, не владея устной речью, понимают словесные

инструкции, могут ориентироваться на речь с помощью знаков, жестов, пиктограмм.

        Учитель всячески должен избегать эффекта «успеваемости по предметам», эта задача недостижима по сути, хотя большая часть детей способна освоить образы букв, печатную основу письма, они научаются различать цвета и формы, считать и перечислять предметы, соотносить их с понятиями «много», «мало», «больше», «меньше». Эти и другие учебные умения формируются на наглядно-практической, предметной основе с широким использованием игровых приемов на каждом уроке. Возможно, что какие-то дети не освоят азбуку, письмо, счет (с учетом программы), но они научатся другим видам продуктивной деятельности: лепке, рисованию, навыкам самообслуживания, правилам поведения и коммуникации, что также важно для социальной адаптации.

         Дети, у  которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях направленных на развитие коммуникативных действий. Проявление даже простейших умений по освоению  элементов письма и чтения дает основание для оптимизации в педагогической работе.

Основная цель состоит в том, чтобы научить ребенка, независимо от его психофизического состояния самостоятельной практической жизни: целенаправленной подготовке к жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формирования у каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности.

На этапе модернизации российского образования стараемся обеспечить интеграцию детей с выраженным недоразвитием интеллекта среди детей с легкой степенью умственной отсталости.

         Дети вместе участвуют в спортивных соревнованиях, различных конкурсах, выставках, одновременно выступают на одних и тех же сценах, общаются во время игр, прогулок, экскурсий.

         Есть дети с которыми осуществляется временная частичная интеграция, которые посещают школу в определенное время для проведения совместных мероприятий с обучающимися школы (Иван И.).

         В современных условиях стоит вопрос о совместном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья с их нормально развивающимися сверстниками, когда вводится инклюзивное образование, думаю, что мой опыт будет ценен для учителей общеобразовательных школ, которые могут столкнуться с обучением детей имеющих ограниченные возможности здоровья.