Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Тема: "Уход за грудным ребенком" Автор: Воропанова Т.И.

Методическая копилка - СБО


Тип урока: обобщение и закрепление знаний в форме сюжетно-ролевой игры.
Цель: учить ухаживать за грудным ребенком, оказывать помощь близким по уходу за грудным ребенком.
Задачи:
Образовательная: Выявить, уточнить и расширить знания обучающихся о правилах ухода за грудным ребенком, показать связь изучаемой темы с жизнью.
Коррекционно-развивающая: Создавать условия для коррекции мышления через анализ и сравнение действий, коррекции произвольного внимания и памяти при выполнении практической работы, коррекции речи обучающихся при ответах на вопросы.
Воспитательная: Воспитывать в детях заботливое, бережное отношение к малышам и желание помогать им, создавать предпосылки для успешной социальной адаптации обучающихся и подготовку их к самостоятельной жизни.
Межпредметные связи:
Музыка
История
Швейное дело
Химия в быту
Технологии: информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие.

Технические средства обучения: компьютер, презентация по теме, куклы, наборы для пеленания, детские игрушки, набор для купания, сигнальные карточки, разрезные карточки, тест, бейджики, пуговицы, нитки, ножницы.

Ход занятия

1. Орг. момент.
Урок сегодня мы начинаем такими словами:
Не приходят сами по себе умения –
Для этого нужно приложить старание и терпение.
Организованность, трудолюбие, внимание
Помогут получить вам отличные знания.
Эти правила никогда не забывайте,
На каждом уроке их соблюдайте.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости.

alt  alt

Тема нашего занятия «Уход за грудным ребенком в семье».
А) запись в тетради
• Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
(о том, как нужно ухаживать за грудным ребенком).
Правильно.
Сегодня на уроке все виды работ будут направлены на проверку и закрепление ваших знаний и умений по уходу за грудным ребенком и за его одеждой.
Урок ведут два учителя, это Татьяна Ивановна – учитель СБО и Тамара Даниловна – учитель швейного дела.

2. Основная часть.

• Ребята, как вы думаете, почему люди хотят иметь детей?
(чтобы было счастье и радость, чтобы получилась семья, чтобы были помощники, продолжили род).
Да, чтобы была счастливая семья.
• А что такое семья? Давайте дадим определение слову «семья».
Перед вами лежат разрезанные карточки, и вы должны по ним составить определение семьи.

alt

«Семья – это люди, которые живут вместе, ведут общее хозяйство, заботятся друг о друге».

Другими словами о семье можно сказать так:
(читают дети):
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты.
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить без семьи невозможно!

Вот и вы скоро будете взрослыми людьми, вступите в брак, создадите свою семью. И у вас будут дети.
• Как вы думаете, надо ли готовиться к появлению ребенка в семье? (да)

• Ребенка, какого возраста считают грудным ?
(поднимите сигнальные карточки: от рождения до года)

• Ребята, а что же необходимо знать будущим родителям, для того, чтобы уметь правильно ухаживать за младенцем?
Это мы узнаем из вашего домашнего задания, а домашним заданием у вас было подготовить советы молодым родителям по уходу за грудным ребенком. Сегодня ваши знания и советы мы предлагаем донести до молодых родителей через телепередачу, которая называется «О самых маленьких».

Давайте представим, что мы в телестудии Останкино,
я – телеведущая, вы – детские специалисты, а наши гости – телезрители.

Включаем телевизор.

Телеведущая: Добрый день, дорогие телезрители!
Начинаем еженедельную программу «О самых маленьких».
Мы уже знаем, что с момента рождения и до конца первого
года жизни ребенок считается грудным и очень нуждается в особом внимании и уходе.

• Какой же уход нужен грудному ребенку?
Тема эта весьма обширна и одной телепередачей не обойтись. Поэтому сегодня мы обсудим только некоторые вопросы, связанные с уходом за грудным ребенком.

В нашу передачу часто приходят письма, в которых вы,
дорогие телезрители, просите нас ответить на вопрос: Какими должны быть: комната новорожденного, кроватка и другие, необходимые для младенца вещи?
Чтобы получить ответ на эти вопросы, мы пригласили в
студию ведущего дизайнера салона для малышей Николая

Дизайнер:
Комната, в которой находится грудной ребенок, должна быть светлая и хорошо проветриваемая. Для детских вещей должно быть отведено специальное место. Это может быть комод или полка в общем шкафу.
Ребенок должен спать отдельно, у него должно быть свое место.
Кроватка с решеткой является очень удобной для малыша. Матрасик в кроватке должен быть ровным и жестким.
Мягкий матрасик не годится, так как может привести к искривлению позвоночника.
Подушка не нужна по той же причине. Пока позвоночник не окреп, малышу лучше находиться в строго горизонтальном положении. Вместо подушки достаточно положить под голову вчетверо сложенную фланелевую пеленку.
В холодное время малыша укрывают теплым одеялом.
Кроватку и постельные принадлежности ребенка нужно всегда содержать в чистоте.
Еще для ребенка необходимо купить: коляску, пеленальный столик, манеж, стульчик для кормления.

alt
Благодарим за интересный рассказ.

Телеведущая: Продолжаем отвечать на письма
телезрителей.
Многих родителей интересует вопрос: Какое питание самое полезное для ребенка до года. У нас в гостях главный врач детской клиники Максим.
Главный врач:
Питание малыша должно быть грудное (молоко матери) , но если у мамы нет грудного молока – искусственным (детские смеси).
Кормят ребенка: до 1 месяца - 6-7 раз;
С 1 до 4 месяцев - 6 раз;
С 5 до 12 месяцев - 5 раз.
У грудного ребенка должна быть своя посуда.
Это – бутылочки с делениями и соски, затем мисочки, ложечки и чашечки.
Детскую посуду моют только пищевой содой и тщательно споласкивают.

alt

Телеведущая: О том, как нужно общаться с грудным
ребенком, в какие игры с ним играть, нам расскажет воспитатель детского центра «Малышок» Мария.
Игры словесные.

Игра для ребенка – это основа жизни маленького человечка, это способ научиться жить .
С самого раннего возраста необходимо играть с малышом, но только в те игры, которые подходят ему по возрасту.
Игры с малышами при помощи слова называются словесные игры.
Такие игры учат младенца подражать действиям взрослого, развивается речевая активность у ребенка, идет коррекция эмоций.
Пример: игра «Ку-ку» учит ребенка произносить звуки и развивает эмоции малыша.
Игра «Сорока-ворона» очень нравится малышу, потому, что мама не просто носит его на руках, а делает что-то вместе с ним.
1. Для чего нужна игра малышам?
2. С какого возраста с ребенком нужно играть?
3. Какие игры называются словесными?
4. Можно ли без игр обойтись при воспитании детей?

Музыкальные игры
Маленькие дети очень открыты окружающему миру. Они легко впитывают всю информацию. Очень важны в этот период колыбельные песни, детские танцевальные мелодии.
Пример: «Если нравится тебе, делай так», «Танец маленьких утят», «В лесу родилась елочка». Колыбельные.

Физкультминутка : танец «Лавата» дает возможность малышам запомнить части тела, развивает у детей чувство ритма, обучает различным движениям.

Игры с игрушками

Игрушки являются не только развлечением, но и способствуют развитию и обучению ребенка.

1. Можно ли разрешать старшим детям играть игрушками грудного ребенка?

Запись в тетради:

Виды игр: Словесные
Музыкальные
С игрушками

Вывод: Игры развлекают, обучают, развивают.

alt alt

Телеведущая: Продолжаем нашу телепередачу. Предлагаем вашему вниманию телерепортаж из супермаркета «Детский мир», о том, какие игрушки необходимо приобретать грудному ребенку. С этой информацией вас познакомит продавец-консультант Карпушин Павел

С 2-х месяцев ребенок рассматривает игрушки и тянется к ним своими ручками.
С 5 месяцев малыш старается удержать игрушки руками, захватывает их и тянет в рот.
С 7 месяцев малышам нужны куклы и игрушки-животные.
После 8-9 месяцев ребенок понимает назначение игрушек. С ним надо заниматься и учить его говорить.

Надо помнить, что игрушки могут быть опасными.
Основные требования к игрушкам.

1. Игрушки не должны быть мелкими. Ребенок может ими подавиться.
2. Они могут быть твердыми, но без острых краев.
3. Игрушки должны легко мыться. Их надо мыть каждый день с детским мылом.
4. Игрушки не должны содержать ядовитых примесей. Лучше игрушки покупать в специальных детских магазинах.

alt

А) практическая работа с наглядностью
Б) работа в тетради:
Игры с игрушками. Значение игр: развивают, обучают, укрепляют здоровье.

Телеведущая: Дорогие телезрители. Вы спрашиваете нас,
как правильно купать грудного ребенка?
Проконсультировать вас по этому вопросу мы пригласили
в студию старшую медсестру детского оздоровительного центра «Солнышко» Любовь.
Медсестра:

Грудного ребенка нужно купать каждый день, потому, что кожа у младенца очень нежная и тонкая.
Температура воды должна быть 37 градусов.
Вода не должна попадать ребенку в уши, нос и рот.
Для купания нужны следующие предметы: ванночка, кувшин для воды или ковшик, термометр для воды, детское мыло, мягкая рукавичка или марля, марганцовка, пеленка, мягкое полотенце.
Тому, кто моет ребенка обязательно нужно вымыть руки, надеть передник или фартук.

а) практическая работа с наглядностью

alt

Рекламная пауза (перемена).

Телеведущая: Продолжаем нашу телепередачу.
На ваши вопросы о том, как оформить уголок младенца в доме, как его кормить, как купать и как с ним общаться наши специалисты уже ответили. Настало время поговорить об одежде малыша.
Немного из истории.
О том, что главной одеждой для новорожденного являются пеленки, знают абсолютно все, а вот о том, какие существовали на Руси традиции, связанные с одеждой новорожденного, знают весьма немногие.
Самой первой пеленкой, в которую принимали только что родившегося младенца, была рубаха отца, причем непосредственно с него снятая. Считалось, что только в этом случае ребенок будет здоров, не будет плакать, а отец будет его любить и жалеть.
Существовал и другой обычай, по которому новорожденного малыша не одевали в рубашечки до крещения, а заворачивали только в пеленки и обвязывали свивальником – полоской ткани длиной 2 метра и шириной 10 см. Для пеленок и свивальника брали поношенные старые, но чистые рубахи. При этом использовалась только взрослая одежда, так как полагали, что ребенок унаследует положительные качества близких родственников.
О том, как пеленать малыша по-старинному обычаю, о том, какая одежда необходима грудному ребенку в наше время и о том, как ухаживать за одеждой малыша вас проинформирует модельер детской одежды Тамара Даниловна.

alt

3. Практическая работа.
Модельер:
Задание 1. «Запеленай младенца»
Ребята, в старину молодая женщина, которая готовилась стать мамой, сама изготавливала куклу-пеленашку и на ней училась пеленать малыша. Предлагаю вам еще раз посмотреть, как нужно пеленать ребенка, а затем каждый из вас сам запеленает куклу-пеленашку

alt alt

alt    alt

Пеленать вы научились, молодцы.
Теперь я расскажу о том, в какую одежду одевают ребенка до года (работа со стендом с одеждой) и как за ней ухаживают.

Требования к одежде грудного ребенка.
1. Одежда должна быть удобная, не стесняющая движений.
2. Она должна состоять только из натуральных волокон: хлопок, лен, шерсть.
3. Застежки должны быть безопасными: плоские кнопки, завязки, липучки, пуговицы. Яркие выпуклые пуговицы привлекают внимание малыша. Он может их оторвать, отгрызть и подавиться. Поэтому застежку делают на плоские пуговицы.

Словарная работа:

• Ребята, правописание слов РАСПАШОНКА, ПЕЛЕНКА, ПАМПЕРС, ПОДГУЗНИК необходимо запомнить, так как это словарные слова.
а) записать в тетрадь словарные слова.
Малыш очень подвижен, ползунки, кофточки пачкаются, рвутся, протираются, а пуговицы на его одежде приходится все время расстегивать и застегивать и поэтому они часто отрываются.

Задание 2. Следующее ваше задание: «Пришей пуговицу»

• Давайте вспомним, какие бывают пуговицы.
(на ножке, с двумя и четырьмя отверстиями).
• Чтобы узнать какими инструментами вы будете работать отгадайте загадки.
• Прежде, чем приступить к практической работе, давайте вспомним, что работать с инструментами небезопасно, поэтому при работе с ними нужно знать правила техники безопасности.
- Где нужно хранить иглы? (В игольнице).
- Как передавать иголку и ножницы? (Тупым концом вперед).
- Никогда нельзя брать иголку в рот, вкалывать в одежду, ножницы оставлять на столе раскрытыми.

alt   alt

Физкультминутка.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак.
1,2,3,4,5 не сидится им опять!
Постучали, повертели, и работать захотели.

* Самостоятельная работа проводится с индивидуальной помощью учителя.
Дорогие телезрители. Думаю, что вы получили ответы на многие вопросы об уходе за грудным ребенком.
На этом наша телепередача закончена.
До свидания, до новых встреч в эфире.

4. Закрепление пройденного материала.
Ребята, думаю, что и вы внимательно слушали советы всех
специалистов.
Для закрепления изученного материала, предлагаю вам выполнить тест.
Работа с «Тестом»

alt     alt

Тест

1. Ребенок, какого возраста, считается грудным?

а) от рождения до года;
б) с момента рождения до 1 месяца;
в) от рождения до 6 месяцев.

2. Сколько раз в сутки кормят грудного ребенка в возрасте:

а) до 1 месяца - ..... раз;
б) с 1 до 4 месяцев - .... раз;
в) с 5 до 12 месяцев - ... раз.

3. Какова оптимальная температура воды при купании новорожденного?

а) 50 градусов;
б) 37 градусов;
в) 25 градусов.

4. Соедини линиями по принадлежности виды игр с названиями игр.

Словесные игры «Лавата», «Танец маленьких утят»

Музыкальные «Дочки-матери», «Конструктор»

Игры с игрушками «Ладушки», «Коза рогатая»

5. Итог урока.

• Ребята, как вы думаете, сможет ли выжить младенец, если его оставить одного?
• В чем нуждается грудной ребенок?
• От чего вынуждены отказаться родители с появлением грудного ребенка в семье? СЛАЙД

6. Оценка знаний.
Сегодня на уроке очень хорошо работали................
- оценка 5 ................
- оценка 4 ................
За практическую работу следующие оценки ...............

7. Рефлексия.

Поделись своим настроением с окружающими:
Перед вами лежат пуговицы, выбери одну.

- ЖЕЛТАЯ пуговица - мне было интересно и я доволен
своей работой на уроке.
- ЗЕЛЁНАЯ пуговица - мне понравилось на уроке.

- СИНЯЯ пуговица - мне сейчас грустно.

Спасибо вам за урок.

Растить малыша дело ответственное, ребенка надо любить, заботиться о нем.
Мы желаем вам в будущем быть хорошими родителями.
Надеемся, что знания, приобретенные на наших уроках, в жизни вам пригодятся.