Урок чтения и развития речи на тему: "Обощение по теме: "Жизнь дана на добые дела"Учитель: Плавская Е.Ю.
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Урок чтения и развития речи на тему: "Обощение по теме: "Жизнь дана на добые дела"Учитель: Плавская Е.Ю.

Методическая копилка - Литература

 

Цель: развитие духовно-нравственной основы личности обучающихся, обобщение изученного материала.

Задачи:

​ образовательная: формировать умение анализировать прочитанное, выявлять сходство и различие героев, делать выводы

​ развивающая: создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого обучающегося

​ воспитывающая: способствовать формированию духовно-нравственной позиции школьников

​ здоровьесберегающая: способствовать сохранению здоровья ребёнка через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки

Оборудование: наглядный и раздаточный материал

Ход занятия

1.​ Оргмомент:

- Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
- Доброе утро солнцу и птицам!
- Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.

- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего занятия.

2. Вводная беседа.

Человек почти всегда знает, хорошо он поступает или плохо. Всю свою жизнь с самого детства, человек познает, «Что такое хорошо и что такое плохо». А вы, ребята, различаете, как вы поступаете? /Рассматриваем некоторые поступки детей, даем оценку /Не просто правильно оценить.

У нас есть хороший помощник - наша совесть. Совесть – это голос Божий в человеке. Она подсказывает, что есть добро и зло, удерживает нас от злых поступков и поощряет - добрые. Совесть предостерегает нас от зла и направляет на путь добра. Тема урока «Жизнь дана на добрые дела».

Загадка.

Самый лучший тот на свете,

Кто как луч весенний светел

Кто поможет, руку даст.

Не жалеет новых ласт, лыж не разу не надетых,

Откусить хоть полконфеты,

Вот какая красота

В моем друге ........( Доброта)

Беседа.

- Что вам представляется, когда вы слышите это слово?

/Дети отвечают/

Представьте, что солнце и доброта одно и то же. Что было бы с миром, если бы солнце перестало светить? /Дети отвечают/

- А чтобы произошло, если бы в мире исчезла доброта?

(Все кругом стали бы злыми)

- С чем возможно сравнить зло?

(Со взрывом, ураганом, пожаром...) Со всем, что приносит людям и всему живому вред.

На доску вывешивается определение добра и зла по толковому словарю

А добрый человек всегда бывает вежливым. Давайте с вами вспомним вежливые слова.

Игра «Словарь вежливых слов».

Растает даже ледяная глыба от слова теплого (Спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «...»

(Извини!)

Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем (До свиданья).

Молодцы! Какие еще вежливые, волшебные слова вы знаете? Говорить их нужно от всего сердца.

Теперь мы с вами вспомним те произведения, с которыми недавно познакомились. Давайте посмотрим на доску, нам нужно вставить пропущенное слово в названии произведений.

Игра «Вставь пропущенное слово» (на доске)

Пичугин (мост)

Миша – (мастер)

Михаськин (сад)

Молодцы, все помнят те произведения, которые мы с вами прочли по разделу «Жизнь дана на добрые дела»

Каждый из вас получит сейчас на листике отрывок из произведения, вслух его зачитывает и сам говорит, из какого произведения этот отрывок. Остальные слушают и проверяют, правильный ли ответ.

«Одному клёнику было скучно расти. И дворник посадил возле него берёзку. Берёзка прижилась, и веселее трепетали на ветру её листики» Увидели жители дома, что красивее стало во дворе, и дружно вышли однажды в воскресенье с лопатами. Разровняли все бугорки, вынесли мусор со двора. К клёнику и берёзке посадили еще деревца и кусты. Цветочные клумбы сделали»

«Теперь нужно обрубить ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Но когда обрубил их Сёма, ходить стало ещё труднее. Держаться не за что. Того и гляди упадёшь. Решил Сёма приладить перильца из жердей. Дед помог. Хороший мостишко получился»

«А Алешка вернулся домой, раздобыл доски и решил сам ящики сделать. В субботу Алёшка трудился и всё воскресенье, а в понедельник принёс в школе два ящика, как раз на два окна. Увидели ребята ящики и сказали:

- Вот это да! Золотые у тебя руки!

Учительница увидела и тоже обрадовалась:

«Ну и золотые руки у тебя! Молодец!»

«И я осторожно за кошкой пошёл. Вдруг кошка — прыг! Гляжу, у неё в зубах птичка. Воробышек. Я хвать кошку за хвост и держу.

— А ну, отдай птичку! — кричу. — Сейчас же отдай!

Отпустила кошка птичку — и бежать.

Принёс я птичку в класс.

Кусочек хвоста у неё оторван.

Все окружили меня, кричат:

— Глядите, птичка! Живая птичка!»

Краткая беседа по каждому произведению.

Физминутка. (Дети встают, передают друг другу сердечко и называют слова:

Добрый день, рад вас видеть, благодарю, будьте добры, извините, позвольте вас попросить и так далее)

Очень приятно слышать такие добрые слова. Слово - это тонкое прикосновение к нашему сердцу.

Теперь давайте с вами подумаем, какие поступки мы относим к добрым делам, а какие - нет. Читаем то, что написано на листочке и прикрепляем под словом «Добро» или «Зло».

ПОМОЧЬ СОСЕДКЕ ДОНЕСТИ СУМКУ ДО КВАРТИРЫ

ОТОРВАЛ ПУГОВИЦУ ОДНОКЛАССНИКУ

ОБЗЫВАЛ СОСЕДА ПО ПАРТЕ

ПОКОРМИЛ ПТИЦ ЗИМОЙ

ЗАСТУПИЛСЯ ЗА МЛАДШЕГО

УДАРИЛ КОТЁНКА

ПОКРАСИЛ ЛАВОЧКУ

ПОМОГ ПЕРВОКЛАССНИКУ ОДЕТЬСЯ

ПОССОРИЛСЯ С БАБУШКОЙ

УГОСТИЛ КОНФЕТОЙ

ИСПАЧКАЛ МЕЛОМ ОДЕЖДУ ОДНОКЛАССНИКУ

ПРОВЕТРИЛ КЛАСС ПЕРЕД УРОКОМ

Давайте честно признаемся, много ли хороших и добрых слов мы говорим друг другу. / Нет, не всегда!/

Когда мы нервничаем, кричим, обзываемся, то злые слова беспощадно раздаем направо и налево. Еще, бывает, материмся, сквернословим. Матерные слова убивают в человеке стыд. Никому не бывает приятно, когда в его адрес сыплются бранные слова. Поэтому, существуют определенные правила общения, поведения людей друг с другом. Свод этих правил называется – этикет.

Этикет-это вежливость, во многом доброта, хорошее отношение к людям. А оно нужно всегда и везде: в школе, дома, в транспорте, в гостях, на улице, просто при общении друг с другом.

Вспомним золотое правило. На доске на плакате написаны слова: «И так во всем: как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

А сейчас мы с вами посмотрим презентацию и послушаем песню «Дорогою добра». Беседа под презентацию.

Итого урока.

Ну что, ребята, понравился вам урок?

Запишите домашнее задание: к следующему уроку найдите и запишите 5 пословиц о доброте.

Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит.
Радуются взрослые и дети.

Всем спасибо, урок окончен.

alt alt

alt alt

alt  alt alt alt

alt alt

alt alt

alt alt

alt alt

alt alt

alt alt