Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Тема урока: Некрасов Н.А. "Дедушка Мазай и зайцы" Автор: Воропанова Н.И.

Методическая копилка - Литература

Тема урока: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Выполнение иллюстрации к данному стихотворению.

Цели урока: Познакомить с отрывком из стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», отрабатывать навык выразительного чтения, формировать умение определять эмоциональность главного героя и поэта, учить представлять картины природы, изображённые поэтом, передавать в цвете настроение.
Корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся, развивать связную устную речь, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, пополнять активный и пассивный словарь учащихся, совершенствовать навык рисования.
Способствовать воспитанию природоохранного сознания. Прививать бережное отношение к природе и интерес к её явлениям, заботу о животных. Воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного через репродукции русских художников.

Оборудование: Портрет поэта Н.А. Некрасова, книги, рисунки детей, магнитофонная запись музыки П.И. Чайковского, карточки со словами, репродукции А.К. Саврасова и И.И. Левитана, образец рисунка, краски, кисточки, альбом.

Ход урока.

Организационный момент.

Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
Проверка домашнего задания.

- Скажите, какое домашнее задание вам было задано? (прочитать рассказ Кононенко «Резеда» , ответить на вопросы и нарисовать рисунок).
Дети читают рассказ цепочкой и отвечают на вопросы.
- Какой подарок искал Коля для мамы?
- Что садовник предложил Коле сделать за Резеду?
- Какие слова выражают главную мысль рассказа? Прочитайте их.
- А сейчас давайте сделаем свою небольшую выставку цветов ( дети прикрепляют рисунки на доску).
Зарядка для глаз.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

IV. Изучение новой темы.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями по теме «Весна идёт!» и будем читать отрывок из стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы» , который написал Николай Алексеевич Некрасов (показ портрета и книги).
Перед тем, как я начну читать стихотворение, вы возьмите ручку и, слушая внимательно, запишите слова, которые вам непонятны.

Чтение стихотворения учителем.

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
- Какие чувства испытали вы, слушая это стихотворение?

Физминутка.
Все мы по лесу шагаем – раз, два, три,
Руки выше поднимаем - раз, два, три,
Ноги ставим широко, дышим ровно, глубоко – раз, два, три.
Теперь давай попрыгаем – раз, два, три,
И ножками подрыгаем – раз, два, три,
И ручками похлопаем – раз, два, три,
И ножками потопаем – раз, два, три,
Давай с тобой покружимся – раз, два, три,
И мы с тобой подружимся - раз, два, три.
Три, четыре – прямо встанем.
Влево, вправо наклонимся
И за парты вновь садимся.
Словарная работа.

- Какие непонятные слова вы услышали?
Силок – петля для ловли птиц и мелких животных.
Багор – длинная палка с крючком и остриём.
Половодье – разлив реки.
Гурьба – шумная группа людей (Животных).
Аршин – единица длины равная, 70 сантиметрам.
Сажень – единица длины, равная 2 метрам.
Гуторить – разговаривать.
Горемыка – несчастный человек.
Зипун – старинная верхняя одежда без воротника.
Гинуть – гибнуть.
Дали стречка – убежали.

Повторное чтение учащимися (чтение цепочкой).

Беседа по вопросам.

- Почему дед Мазай отправился за дровами в лодке?
- Как Мазай спасал зайцев?
- Каким вы себе представляли деда Мазая? Опишите его внешний вид, опираясь на картинку в учебнике на странице 166.

5. Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте о том, как вели себя зайцы, когда им угрожала опасность.
- Найдите и прочитайте о том, как вели себя зайцы, когда опасность миновала. Сравните их поведение.
- Из каких слов видно, что Мазай любит зайцев, что ему их жалко? Прочитайте эти слова.
- Прочитайте строки подходящие к иллюстрации на стр. 166.

6. Словесное иллюстрирование.

- Какие бы вы нарисовали картины к этому произведению?

7. Итог урока. Выставление оценок.

- Какое произведение мы читали сегодня на уроке?
- Кто автор этого стихотворения?
- С каким хорошим человеком мы познакомились сегодня?
- Какие новые слова узнали?

Запись домашнего задания на доске и в дневниках.

СТР. 165-166 выразительно читать.

V. Сообщение темы урока по рисованию.

1. Вводная беседа.
- Не правда ли, живописно изобразил для нас поэт природу ранней весной? И мне хотелось бы, чтобы вы сегодня на уроке побыли в роли «живописцев», но не поэтов, а художников.

Берём мы кисть, берём листок
Фантазий радужный поток
Вам сотворить они помогут
Прекрасный мир...

Загадка о весне.
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...

- Назовите приметы весны, которые вы услышали в стихотворении Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»?
Многие художники изображали весну. Например, художники: А.К. Саврасов и И.И. Левитан посвятили весне много своих работ, самые известные - это «Грачи прилетели» и «Март». Для изображения своих картин художники использовали как яркие и светлые краски, так и тёмные и тусклые, передавая цветом своё настроение.
И сегодня мы с вами будем рисовать весенние картины, а поможет нам в этом стихотворение, с которым мы познакомились на уроке чтения.
- Как называется это стихотворение?
- Кто его автор?
- Вы попытайтесь представить себя в роли художников, но каждый художник , прежде чем приступить к рисованию, в уме рисует те картины, которые он хотел бы изобразить.
- Закройте глаза и представьте то, что бы вы нарисовали.
- Какие цвета вы бы использовали?
- Какое настроение хотели бы передать?

2. Физминутка.

Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)

3. Самостоятельное выполнение работы.

- Сейчас я вам раздам книжки Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», а вы рассмотрите иллюстрации и нарисуете свои.
(Дети под музыку выполняют задание, учитель ходит по классу и помогает. )

Выставка работ учащихся (анализ и выставление оценок).

- Расскажите, к каким сюжетам подходят ваши рисунки?

VI. Заключение.

- Посмотрите, какие замечательные картины получились у ребят!
- К каким строкам из стихотворения они подходят?
- Молодцы! Урок окончен.