Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Буквы,отличающиеся добавочным элементом. Прописные буквы Е и Ё Автор: Ефремова В.А.

Методическая копилка - Русский язык

Тема урока: Буквы, отличающиеся добавочным элементом.
Прописные буквы Е, Ё.

Задачи:
• Учить различать прописные Е, Ё, писать их, продолжать работу по развитию умения дополнять пропущенную букву в слове, закреплять знания о правописании имен людей;
• Обогащать словарный запас, развивать наблюдательность, образную память, мышление, тактическое, зрительное и слуховое восприятие, фонематический слух, пространственную ориентировку, умение анализировать;
• Воспитывать бережное отношение к природе, положительную мотивацию к учению.

Оборудование: касса букв, демонстрационные карточки рукописных букв, предметные картинки: ель, енот, ёж, ёрш, ежевика, сюжетная картинка по сказке «По щучьему велению», раздаточный материал для игр, мячи в корзине, гармошки, карта пути в лесную школу, карточки букв в наложенном изображении.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
На уроках не хихикай,
Стул туда-сюда не двигай,
Педагога уважай
И ребятам не мешай.

II. Вводная часть.

- Сегодня к нам на урок пришел лесной житель. Угадайте, кто это?
Лежало между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала.
(ёж)
(показ игрушки ежа)
- Это Ёж.
- Что видите у него на спине? (письмо)
(открыть конверт и прочитать письмо)

Дорогие ребята!
Хочу пригласить вас в гости в нашу лесную школу. Я знаю, вы многому уже научились, поэтому вам не составит труда выполнить приготовленные мною задания, которые и укажут дорогу к нам в лесную школу.
С уважением ваш Ёж.
- Ёж приглашает нас к себе в гости. Он принес нам рисунок пути, по которому мы должны двигаться.
Ну, что, ребята, отправимся в лесную школу?
Будьте внимательны, в пути нас ждут трудные, но выполнимые задания.

Тут покатился ёжик,
Ни головы, ни ножек.
Ёжик забежал к нам
В плетеное лукошко.
Ласково прокатим его
Прямо по ладошке.
Ёж давно нас на прогулку
В лес дремучий приглашал,
Он заданья нам придумал
И загадки загадал.
(разминка и прокатывание мячей между ладошек)

(Вывесить карту пути на доске)
- Отправляемся в путь (повторение правил поведения в лесу с использованием сюжетных картинок). Итак мы очутились в лесу, отдохнем у грибочка. Что это за гриб?
- Это мухомор.
- Можно ли есть такие грибы? Почему? Кому они нужны?
(достать карточку – задания из-за гриба, внимательно рассмотреть)

III. Проверка домашнего задания.

- Ребята, а вот и первое задание. Ёж хочет проверить, как вы выполнили домашнее задание.
1. Игра «Кто в домике живет?» - определить первый звук в слове, найти это животное (4 домика 4 предметные картинки с изображениями волка, лисы, медведя, дятла) (различение букв в – д, м – л).
- Кто здесь лишний? (дятел)
- Почему?

2. Узнать буквы в наложенных изображениях (в, д, м, л, о, ы, у).

3. Назвать гласные. Сколько их?

- Вы верно выполнили все задания. Пора нам отправляться дальше в путь.

IV. Изучение нового материала.

- Вот мы прошли ещё часть пути. У чего мы совершим очередной привал? (на пути ёлочка)
- Слушайте очередное задание ёжика (достою из-за елочки).
- Какая буква повторяется дважды? (в каждой строке)
О Е С Л Е Ш Е
М Ё Ж И Ё Х Ё
(Е и Ё дети выставляют на доске, читают их)
- Какие буквы мы будем различать сегодня? (Е и Ё)

- Отдохнули у елочки. Пора собираться в путь.
Топали мы топали,
До елочки дотопали.
До елочки дотопали
И дальше потопали.
(постукивание пальцами по парте)

- Куда же мы направимся дальше?
- К яблоньке.
- А вот и следующее задание за яблоней. (достают карточку с заданием, учитель читает)
- Чем отличаются буквы Е и Ё. (рассматривают на демонстрационных карточках, называют сходство и различие)

Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер не просто,
Но у буквы Ё две точки
Словно в лесенке гвоздочки.
(преобразовать Е в Ё)

- На что похожа буква Е? (если перевернуть на букву З и цифру 3)
Объяснение с показом на доске написания буквы Ё и буквы Е учителем.
- Ёжик хотел бы посмотреть, как красиво вы пишете. (ёж просматривает тетради).
Повторение правил посадки при письме.

Парта – это не кровать.
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно

Обвести пальчиком букву Е из наждачной бумаги.

V. Закрепление.

Работа в тетрадях.
(письмо букв Е и Ё по карандашу, самостоятельно, с помощью учителя)

Физминутка

Ежик тащит букву Ё – (идут гусиным шагом)
Озорную букву Ё.
Ёлки шепчут: Ё – Ё – Ё – (стоят прислушиваются, поворачиваются влево, вправо)
Клены плачут: Е – Е – Е – (руки вверх, потянуться)
Засмеялась буква Ё –
Что за слезы – Ё – Ё – Ё? (руки на поясе, поднимают и опускают плечи)
Рассмешу я всех ещё – (бег по кругу)
Вот какая буква Ё,
Озорная буква Ё (хлопки над головой, впереди)

- Отдохнули, посидели,
Спелых яблочек поели.
Пойдем дальше.
Кто это появился на нашем пути?
- Это Емеля.
- Он везет нам задания от Ежа (читают задание)
- Дополнить первую букву в именах людей.
- Узнайте как зовут девочку.

Ева просит: «Ёжик, ёж!
Ты мне платьице сошьешь?»
Ёж ответил из-под елки:
«Ниток нет - одни иголки». (...ва)
(дописывают Е, объясняют правописание имен людей)

- Вторую девочку зовут так же как Ванину маму (...лена)

- Мальчика зовут так же как брата Иры (...гор)

Расслабление

Солнце яркое печет,
На реку ребят зовет.

- О каком времени года говориться в этом стихотворении?
- Лето.
- Представьте, что сейчас лето, наши руки и лицо греет ласковое солнышко.
Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек.
Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно (дети показывают расслабление, удовольствие)

- Идем дальше (Игра «Доскажи словечко»)
А вот на пути и ягодка.

Вид у ягодки хорош.
Но сорви её поди-ка,
Вся в колючках, будто ёж,
Потому и ... (ежевика)

- Что за задание спрятал ёж за ежевикой? (достают, читают)

- Допишите букву в словах – отгадках»

А) Её всегда в лесу найдешь,
Пойдешь гулять и встретишь.
Стоит колючая как ёж
Зимою в платье летнем. (ель)

Б) Что за елочка такая?
Это елочка живая.
В серенькой одежке
Ходит по дорожке. (ёж)

В) Это рыба, словно еж.
Осторожно! В реке ... (ёрш)

Г) Немытого в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля ... (енот)
(на доске ...лка. ...ж. ...рш. ...нот. Дети дописывают Е и Ё на доске и в тетради. Открывают предметные картинки).
- Почему пишем слова с прописной буквы? (после точки)

- Мы по лесу шли, шли.
Ежевичку нашли.
Сели, поели
И опять пошли.

VI. Домашнее задание.

- Вот мы и попали в лесную школу. Тише, идет урок! У лесных зверей тоже идет урок письма. И они проходят ту же тему, что и мы с вами. Белочка – учительница дает задание своим ученикам. Давайте и мы их выполним дома.
Писать буквы Е и Ё. Раскрасить картинку (карточки для каждого обучающегося).
Ёж очень доволен, что вы посетили лесную школу, и решил угостить вас яблоками.
VII. Итог урока.

Какие буквы учились различать?
Чем отличается Е от Ё? (работа по карточкам: подчеркнуть букву Ё)
Оценки за урок.
(дети играют на гармошках, которую дал Емеля)