Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Изменение слов,обозначающих название предметов по числом (один-много). Автор: Воропанова Н.И.

Методическая копилка - Русский язык

Тема урока: Изменение слов, обозначающих название предметов, по числам (один - много).
Цель: Формировать умение и отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что?, опираясь на их значение.
Задачи:
Познакомить с особенностями слова в единственном числе (обозначает один предмет) и во множественном числе (обозначает много предметов).
Корригировать и развивать мелкую моторику, графические навыки, мышление, память, связную речь.
Корригировать мыслительные процессы на основе сравнения количества предметов.
Воспитывать эмоциональную адекватность поведения на уроке, любовь к природе.

Ход урока.

I. Организационный момент.
II. Упражнения для развития мелкой моторики.
Выполнение упражнений «Зайчики», «Тюльпан», «Кулачки».
III. Чистописание.
Вв Вова
IV. Словарная работа.
Отгадать загадку.
Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она? (Ворона)
Вывешивается слово и схема анализа.
Ворона – гл. ( ), согл. ( ).
- На какой вопрос отвечает слово?
- Составьте предложение о вороне.
Вывешивается картинка с изображением двух ворон.
- Кто это? (Вороны)
Сравнение слов : Ворона – вороны
- Чем отличаются эти слова? (дети отвечают)
V. Объявление темы урока.
- Сегодня мы с вами продолжаем работу над словами – названиями предметов и будем определять их число, т. е. один или много.
(Например: ворона – вороны)
1). Игра с мячом.
- Я бросаю мяч, называя слово, которое обозначает один предмет, а вы мне – слово, которое обозначает много предметов.
Парта – парты, гусь – гуси, стол – столы, окно – окна, мяч – мячи, волк – волки.
2). Отгадывание загадок.
Отгадки записать в два столбика во множественном числе.
(Отгадки картинки выставляются у доски)
Кто? Что?
Не жужжу, когда сижу. Круглое,румяное
Не жужжу, когда хожу. Я расту на ветке
Если в воздухе кружусь Любят меня взрослые
Тут уж вдоволь нажужжусь. (жук) И маленькие детки. (яблоко)

Круглый, круглый На овчарку он похож.
Сладкий, сладкий, Что ни зуб – то острый нож!
С полосатой кожей гладкой, Он бежит оскалив пасть,
А разрежешь – посмотри: На овцу готов напасть! (волк)
Красный, красный он внутри (арбуз)

Голодная мычит, Стоял на крепкой ножке,
Сытая жуёт Теперь лежит в лукошке. (гриб)
Всем детям молоко даёт. (корова)

Запись в тетрадях:
Кто? Что?
Жуки, яблоки,
Волки, арбузы,
Коровы, грибы.
3). Физминутка.
Музыкальная физминутка с выполнением комплекса различных упражнений для расслабления мышц обучающихся.
4). Работа с учебником.
* стр.135, упр. № 9 (устно)
Изменить слова в скобках так, чтобы они обозначали много предметов и поставить вопрос.
* стр.135, упр. №11 (записать самостоятельно в тетрадь)
Записать пропущенные слова, пользуясь словами для справок.
VI. Итог урока и выставление оценок.
- Над какими словами мы сегодня работали? (Слова – названия предметов).
- Сколько предметов могут обозначать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»
VII. Домашнее задание.
Стр. 135, упр. № 10 Вставить пропущенные слова и поставить к ним вопросы.