Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Формирование мотивации к обучению математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Методическая копилка - Математика

Автор - учитель математики  Т. В. Шумеева

Формирование мотивации к обучению математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Рисунок3

Я, Шумеева Т.В., учитель математики МКСКОУ СКОШ №7 VIII вида имею общепедагогический стаж 28 лет, имею первую квалификационную категорию.

Моя методическая тема - «Формирование мотивации к обучению математике в специальной (коррекционной) школе». Опыт работы показывает, что у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья наблюдается снижение мотивации, активности и интереса к предмету в учебной деятельности. Этому способствует нечеткая сформированность  чувства будущего, болезненно переживаемая собственная неполноценность, отсутствие положительной внутренней мотивации. Поэтому возникает необходимость в проведении специальной коррекционной работы, направленной на повышение учебной мотивации. Формировать и развивать мотивацию  -  значит не заложить готовые мотивы и цели в голову обучащегося,  а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта,  индивидуальности,  внутренних устремлений самого ученика.

Учитель должен специально продумать систему методов, форм, средств обучения целью  которых  является поддержание интереса и  направленных на повышение учебной мотивации.

 Заинтересовать и увлечь обучающихся  математикой позволяет проблемное изложение материала, подбор заданий для урока, опора на осмысленный повседневный опыт обучающихся, материал конкретных ситуаций жизни, тесно связанный с их собственными ценностями и целями.

Например, я провела урок математики в 7 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Урок был традиционным, комбинированным, проходил в интересной форме. Все этапы урока были соблюдены. Я не буду останавливаться на всех этапах урока, а остановлюсь на тех методах и приемах которые направлены на формирование мотивации к обучению. Одновременно с закреплением алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей велась работа по повторению правил дорожного движения и безопасности жизни.

Во время устного счета применялась игра «Светофор». 

Рисунок1

 

Игровая ситуация  побуждала обучающихся не только к выполнению вычислений, но и к связному высказыванию.

На этапе повторения учебного материала обучающимся были предложены задания. Это позволило активизировать знания обучающихся и подготовить их к восприятию нового материала.

Включение в урок физминутки с наглядностью и речевым сопровождением позволило реализовать здоровьесберегающие технологии. 

На кануне проведения данного урока обучающимся была выдана школьная форма.  Это событие нашло свое отражение в предложенной арифметической задаче.

Большую роль в поддержании положительной мотивации играют арифметические задачи, в содержании которых идет речь о производстве, стоимости, о природе, о сохранении ее богатств, об условиях труда и его оплате.

Пошив формы осуществляли спонсорские предприятия. Для детей с нарушением интеллекта слово «спонсор» не знакомое. Для активизации в словаре детей данного слова  перед решением задачи была проведена словарная работа со словом «спонсор».

Для контроля знаний обучающимся была предложена самостоятельная работа. По результатам самостоятельной работы разобрали ситуацию из жизни и сформулировали правила безопасности жизни.

Рисунок2

 

Домашнее задание было дано на индивидуальных карточках с алгоритмом решения и на обратной стороне которой была памятка «Позаботься о своей безопасности».  

С целью самооценки и самоконтроля на заключительном этапе урока была проведена рефлексия в процессе которой, обучающимся предлагалось по 5-ти бальной шкале оценить усвоение темы урока и изобразить свое настроение в конце урока в виде смайлика.

Заинтересованность часто вызывается нестандартностью задания.  Одним из способов  поддержания учебной мотивации является использование на уроках математики и во внеклассной работе занимательного материала, кроссвордов, загадок, ребусов.

Итак, изложенные выше приемы организации учебной деятельности учащихся с нарушением  интеллекта позволяют создавать положительную учебную мотивацию. При этом важно развивать у детей позитивную самооценку своих возможностей, пробуждать веру в свой интеллектуальный и духовный рост.

Рисунок4

 

Также необходимо создавать для каждого ученика благоприятную обстановку и через идивидуализацию обучения и воспитания, через дифференциацию требований к обучащимся с нарушением интеллекта снять ощущение дискомфорта, создать обстановку сотрудничества, доверия и доброжелательности. В процессе обучения учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед. Это вселит в него дух уверенности, приведет к удовлетворению от выполненной работы, появится желание еще раз пережить успех.