Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Адаптированная образовательная рабочая программа по СБО в 10 классе. Учитель: Коровкина С.Н.

Обучение - воспитательная работа

alt

 

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014 год.

Рабочая программа для 10 класса составлена с использованием Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 10-12 классов под редакцией А.М. Щербаковой, Н.М. Платоновой. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014 год.

Специальные коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса у детей.

Программа раскрывает следующие основные разделы курса СБО:

Личная гигиена 6. Торговля

Одежда и обувь 7. Средства связи

Питание 8. Медицинская помощь

Семья 9. Учреждения, организации и предприятия

Жилище 10.Трудоустройство

Реализуя разделы курса по социально-бытовой ориентировке в учебном процессе, решаются следующие задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость. Элементы трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда. Воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду.

Развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии, а так же интереса к национальным традициям.

На занятиях по социально-бытовой ориентировке уделяется большое внимание обогащению словарного запаса учащихся, развитию речи, умению общаться со сверстниками, окружающими людьми. В работе на уроках используются пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках чтения и развития речи.

Социально-бытовая ориентировка учащихся имеет свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная работа учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Связь учителя и воспитателя осуществляется на проведении совместных отдельных экскурсий, некоторых итоговых практических занятий, которые могут входить во внеклассные мероприятия. Учитель принимает активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике, проверить, что и как восприняли ученики на занятиях СБО. Взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.

Результативность занятий по СБО обеспечивается при условии – тесной связи учителя и воспитателя с родителями, которые должны оказывать помощь в проведении экскурсий, практических работ.

Большинство разделов программы изучается с пятого по девятый классы. Это позволяет, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений, навыков и формирования новых.

Формы и методы реализации программных задач

Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроках СБО различных методов обучения:

Устный рассказ учителя (без использования наглядных пособий; с использованием наглядных пособий; с использованием различных технических средств обучения)

Беседа

Метод объяснительного чтения

Экскурсии

Лабораторный метод

Упражнения в виде записей и графических работ

Упражнения в применении полученных знаний

Методы проверки знаний

На уроках СБО могут использоваться также следующие методы и приемы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, моделирование реальных ситуаций, дидактические, режиссерские, сюжетно – ролевые игры, упражнения, личностная аналогия, проблемные ситуации, решение логических задач, оценивание действий людей в реальных жизненных ситуациях, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр и обсуждение диафильмов.

Для повышения эффективности учебного процесса на уроках используются цифровые образовательные ресурсы (ЦОР): демонстрация видеосюжетов, фотографий, слайдов; использование компьютерных технологий; работа с дисками школьной медиатеки.

За год по программе в 10 классе – 34 учебных часа.

Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу

  1. Раздел программы

  1. Обучающиеся должны знать

  1. Обучающиеся должны уметь

 
  1. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу

Раздел программы Обучающиеся должны знать: Обучающиеся должны уметь:

1. Личная гигиена I-II Группы

-способы ухода за ногтями и выполнения бритья;

-санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями;

-санитарно-гигиенические правила пользования бритвенными принадлежностями.

- последствия вредных привычек и значение режима дня.

-ухаживать за ногтями;

-бриться.

III группа

-знать способы ухода за своим внешним видом.

-последствия вредных привычек и значение режима дня.

-ухаживать за своим лицом и телом.

-выполнять режим дня, выполнять водные процедуры, заниматься зарядкой, обращаться за помощью в мед.учреждения.

2. Жилище I -II группы

-санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни;

-правила техники безопасности при работе с электроприборами;

-средства и способы борьбы с вредными насекомыми.

-пользоваться бытовыми электроприборами;

-производить уборку кухни.

III группа

-санитарно-гигиенические требования к жилому помещению и порядок уборки их.

-уметь наводить уют в жилых комнатах и на кухне, использовать их по назначению.

3.Одежда и обувь I-II группы

-способы ухода за меховой и кожаной одеждой;

-правила чистки замшевой обуви;

-правила подбора одежды и обуви.

-ухаживать за меховой и кожаной одеждой;

-чистить замшевую обувь;

-выбирать одежду и обувь при покупке в зависимости от уже имеющегося гардероба.

III группа

- какие виды ремонта можно выполнить в домашних условиях.

-порядок примерки одежды и обуви.

-брать помощь продавца- консультанта при покупке или примерке одежды и обуви.

4.Служба быта I -II группы

-порядок сдачи и получения вещей в ателье и в пункте химчистки;

-стоимость услуг.

-сдавать вещи в химчистку и в ателье по ремонту одежды.

Ш группа

-назначение, местонахождение предприятий службы быта.

-общаться с персоналом предприятий службы быта, определять прайс услуг.

5 Средства связи.

-порядок оформления заказа на покупку товара по почте;

-порядок получения заказа наложенным платежом;

-порядок оформления подписки на газеты и журналы.

-заполнять необходимые бланки.

6. Транспорт I-II группы

- порядок приобретения билета на автовокзале.

-ориентироваться в расписании отправления рейсовых автобусов;

-производить покупку билета на междугородный автобус

7. Торговля I-II группы

-отделы рынка;

-правила выбора продуктов;

-отличие рыночной торговли от магазинной;

-способы определения правильности отпуска товара и подсчета его стоимости.

- выбирать продукты;

-следить за правильностью отпуска товара и подсчета его стоимости.

III группа

- отделы рынка;

- выбирать продукты;

8.Культура общения

I-II группы

- правила приема гостей и поведения в гостях.

-выполнять правила приема гостей и поведения в гостях.

III группа

- правила поведения в гостях.

-выполнять правила поведения в гостях.

9. Питание I-II группы

-рецепты и способы приготовления вторых блюд и соответствующего гарнира к ним;

-рецепты и способы выпекания торта.

-готовить вторые блюда;

-выпекать торт;

 

10 класс

1. Личная гигиена I-II Группы

-способы ухода за ногтями и выполнения бритья;

-санитарно-гигиенические правила пользования маникюрными принадлежностями;

-санитарно-гигиенические правила пользования бритвенными принадлежностями.

- последствия вредных привычек и значение режима дня.

-ухаживать за ногтями;

-бриться.

III группа

-знать способы ухода за своим внешним видом.

-последствия вредных привычек и значение режима дня.

-ухаживать за своим лицом и телом.

-выполнять режим дня, выполнять водные процедуры, заниматься зарядкой, обращаться за помощью в мед.учреждения.

2. Жилище I -II группы

-санитарно-гигиенические требования к состоянию кухни;

-правила техники безопасности при работе с электроприборами;

-средства и способы борьбы с вредными насекомыми.

-пользоваться бытовыми электроприборами;

-производить уборку кухни.

III группа

-санитарно-гигиенические требования к жилому помещению и порядок уборки их.

-уметь наводить уют в жилых комнатах и на кухне, использовать их по назначению.

3.Одежда и обувь I-II группы

-способы ухода за меховой и кожаной одеждой;

-правила чистки замшевой обуви;

-правила подбора одежды и обуви.

-ухаживать за меховой и кожаной одеждой;

-чистить замшевую обувь;

-выбирать одежду и обувь при покупке в зависимости от уже имеющегося гардероба.

III группа

- какие виды ремонта можно выполнить в домашних условиях.

-порядок примерки одежды и обуви.

-брать помощь продавца- консультанта при покупке или примерке одежды и обуви.

4.Служба быта I -II группы

-порядок сдачи и получения вещей в ателье и в пункте химчистки;

-стоимость услуг.

-сдавать вещи в химчистку и в ателье по ремонту одежды.

Ш группа

-назначение, местонахождение предприятий службы быта.

-общаться с персоналом предприятий службы быта, определять прайс услуг.

5 Средства связи.

-порядок оформления заказа на покупку товара по почте;

-порядок получения заказа наложенным платежом;

-порядок оформления подписки на газеты и журналы.

-заполнять необходимые бланки.

6. Транспорт I-II группы

- порядок приобретения билета на автовокзале.

-ориентироваться в расписании отправления рейсовых автобусов;

-производить покупку билета на междугородный автобус

7. Торговля I-II группы

-отделы рынка;

-правила выбора продуктов;

-отличие рыночной торговли от магазинной;

-способы определения правильности отпуска товара и подсчета его стоимости.

- выбирать продукты;

-следить за правильностью отпуска товара и подсчета его стоимости.

III группа

- отделы рынка;

- выбирать продукты;

8.Культура общения

I-II группы

- правила приема гостей и поведения в гостях.

-выполнять правила приема гостей и поведения в гостях.

III группа

- правила поведения в гостях.

-выполнять правила поведения в гостях.

9. Питание I-II группы

-рецепты и способы приготовления вторых блюд и соответствующего гарнира к ним;

-рецепты и способы выпекания торта.

-готовить вторые блюда;

-выпекать торт;

8.Культура общения

I-II группы

- правила приема гостей и поведения в гостях.

-выполнять правила приема гостей и поведения в гостях.

III группа

- правила поведения в гостях.

-выполнять правила поведения в гостях.

9. Питание I-II группы

-рецепты и способы приготовления вторых блюд и соответствующего гарнира к ним;

-рецепты и способы выпекания торта.

-готовить вторые блюда;

-выпекать торт;

  1. Реализация практической части федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Практические работы

Тесты

Экскурсии

Ролевые игры

5 класс

1 четверть 4

2 четверть 6

3 четверть 1

4 четверть 2

1

1

2

1

-

1

-

2

1

1

3

1

6 класс

1 четверть 5

2 четверть 2

3 четверть 1

4 четверть 1

1

1

1

1

-

1

4

2

-

1

1

2

7 класс

1 четверть 4

2 четверть 4

3 четверть 4

4 четверть 2

1

1

1

1

1

2

3

1

-

2

1

1

8 класс

1 четверть 8

2 четверть 4

3 четверть 3

4 четверть 2

1

1

1

1

1

1

4

2

1

2

1

1

9 класс

1 четверть 8

2 четверть 2

3 четверть 4

4 четверть 4

2

1

2

2

1

2

4

2

1

1

2

2

10 класс

1 четверть 5

2 четверть 1

3 четверть 4

4 четверть 2

1

1

1

1

1

3

2

2

1

2

2

1

  1. Содержание - регионального компонента на уроках социально-бытовой ориентировки

5 класс

урока

Тема урока

РК

Виды заданий и упражнений

5

Гигиена зрения и слуха. Гигиена чтения. Как смотреть телевизор.

Местное телевидение, его каналы

Беседа о СМИ города

8

Обувь. Уход за обувью.

Магнитогорская обувная фабрика «Фома»

Виртуальная экскурсия

10

Значение продуктов питания для здоровья человека

Овощи, выращиваемые на полях нашей области.

Ягоды, из которых в нашем регионе готовят варенье.

Загадки

Загадки

23

Виды жилых помещений в городе и деревне.

Виды жилья в городе

ЦОР

28

Проезд в школу. Маршрут, виды транспорта.

Дорога в школу и домой

Схематический план

31

Магазины, их назначение. Правила поведения в магазине.

Продовольственные магазины, в которые я хожу

Мини - сочинение

6 класс

урока

Тема урока

РК

Виды заданий и упражнений

6

Мелкий ремонт одежды.

Ателье города.

Кроссворд

11

Приготовление блюд из картофеля.

Картофель, выращиваемый на полях нашего района.

Наглядное сравнение разных сортов картофеля.

16

Приготовление блюд из макаронных изделий.

Ассортимент продукции фирмы «Макфа»

Наглядные пособия

20

Родственные отношения

Рассказ о своей семье. Предприятия города

Видеофильм о ОАО «ММК»

25

Поведения в общественных местах

Культурно-просветительские учреждения города

Сюжетно ролевая игра «Посещение театра»

36

Средства по уходу за полом.

Строительные магазины города

Экскурсия в магазин «Строитель»

38

Оплата проезда во всех видах транспорта.

Улица Суворова.

Рассказ уч-ся о Суворове, его подвигах.

60

Медицинские учреждения.

Медицинские учреждения г. Магнитогорска.

3 детская больница.

Виртуальная экскурсия в «Айболит»

66

Дома детского творчества

ДДТ на Ленина, 59

Экскурсия в ДДТ

7 класс

урока

Тема урока

РК

Виды заданий и упражнений

11

Химчистка. Виды услуг. Правила пользования химчисткой.

Химчистки города Магнитогорска

Экскурсия в химчистку «Диана»

17

Первые блюда к обеду. Приготовление борща.

Выращивание капусты на полях нашей области. Беседа о путях ее реализации населению.

Беседа.

20

Приготовление вторых блюд. Картофельные котлеты.

Какие овощи выращиваются в саду.

Конкурс «Дары осени»

35

Подготовка квартиры к зиме, лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости.

Жилые дома поселка им. Крылова, их отличие от домов городского типа.

Беседа, заочное путешествие.

40

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал, его назначение и основные службы.

Магнитогорский железнодорожный вокзал.

Экскурсия.

45

Универмаги, их назначение.

Универмаги города.

Презентация слайдов.

47

Отделы магазинов. Порядок приобретения товаров в магазине.

Сеть магазинов бытовой техники «Эльдорадо»

Беседа, заочное путешествие.

49

Почта. Виды бандеролей, порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.

Почтовые отделения города.

Домашнее задание.

55

Лекарственные растения

Лекарственные растения Челябинской области

Просмотр слайдов

59

Учреждения, организации, предприятия.

ОАО «ММК», «МКЗ», «ММЗ» и др.

Фильм о ОАО «ММК».

8 класс

урока

Тема урока

РК

Виды заданий и упражнений

7

Прачечная. Виды услуг. Правила пользования.

Прачечные г. Магнитогорска.

Экскурсия в прачечную «Волна»

9

Виды теста: дрожжевое, пресное. Приготовление изделий из теста.

Магнитогорский хлебокомбинат.

Фильм.

17

Заготовка продуктов впрок: замораживание, сушка, варенье. Запись рецептов.

Ягоды, фрукты, выращенные в нашем регионе.

Конкурс на лучший рецепт.

17

Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, на неделю.

Основные продукты питания населения Уральского региона

Беседа.

40

Специализированные магазины

Сеть магазинов города «Альбатрос»

Беседа, заочное путешествие.

45

Междугородняя телефонная связь. Культура разговора по телефону.

Связь с городами Челябинской области через «Ростелеком», «Эконом-телефония»

Конкурс реклам междугородней связи.

52

Первая помощь при несчастных случаях: тепловой и солнечные удары. Первая помощь утопающему.

Опасность купания в неорганизованных водоемах. Река Урал.

Мини-сочинение.

56

Государственные учреждения.

Мэрия г. Магнитогорска.

Беседа, адресии

9 класс

урока

Тема урока

РК

Виды заданий и упражнений

5

Выбор одежды и обуви при покупке.

Торговые центры города

ЦОР

17

Диетическое питание. Приготовление вегетарианского борща.

Отделы диетического питания в магазинах «Семья»

беседа

20

Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения.

ЗАГСы города

Экскурсия

24

Закон Российской Федерации о браке и семье. Семейные традиции.

Традиции в семьях уч-ся

Круглый стол

32

Косметический ремонт

Магазины для ремонта

Экскурсия

33

Авиатранспорт. Аэровокзал. Маршруты.

Аэропорт города Магнитогорска

ЦОР

35

Отличие рынка от магазина

Оптовые и розничные рынки города

Беседа, экскурсия

49

Предприятия бытового обслуживания

Ближайшие ателье и мастерская по ремонту обуви

Экскурсия

66

Учреждения по трудоустройству.

Центр занятости

Виртуальная экскурсия

10 класс

урока

Тема урока

РК

Виды заданий и упражнений

1

Здоровье в наших руках

Новый ледовый дворец «Умка»

Обзор СМИ

8

Уход за одеждой. Предприятия службы быта.

Предприятия службы быта города Магнитогорска.

Беседа.

9

Профилактика износа одежды и обуви (мелкий и крупный ремонт). Проверочный тест.

Обувные мастерские города.

Сюжетно-ролевая игра.

12

Отправляясь в путешествие.

Аэропорт и железнодорожный вокзал г.Магнитогорска.

Заочная экскурсия на железнодорожный вокзал.

16

Правила поведения в обществе (Театр, кинотеатр)

Театр им. А.С. Пушкина, театр Оперы и балета, кинотеатр «Современник»

Сюжетно-ролевая игра «В театре», тест.

20

Магазины. Рынок.

Центральная городская ярмарка в жизни города.

Мини-сочинение.

24

Выпечка печенья.

Кондитерские города.

Обзор СМИ.

27

Ситуация выбора профессии после окончания 10 класса.

Учебные заведения города.

Фильм, тест.

Критерии и нормы оценки знаний и умений, обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Нормы оценки знаний

Отметка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные примеры.

Нормы оценки практической работы

Организация труда

Отметка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Приемы труда

Отметка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставится, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Качество работы

Отметка «5» ставится, если работа выполнена точно по технологической карте; соблюдена последовательность; действия выполнены качественно в соответствии с требованиями.

Отметка «4» ставится, если работа выполнена по технологической карте, соблюдена последовательность, но действия выполнены с ошибкой.

Отметка «3» ставится, если работа выполнена по технологической карте с некоторыми отклонениями от качества выполнения.

Учебно-методический комплекс:

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (авторы коррекционного курса «социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014.

Дополнительная литература для учителя:

1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2014.

2. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2013

3. Щербакова А.М. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида», пособие для учителя, Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2013 г.

4. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.( пособие для учителя) С.А. Львова. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 20014

5. Мусская И.А. Домоводство, - Ижевск: ДОК, Урал-БИ-СИ, 2013

Дополнительная литература для учащихся:

1.Чернова С.А., Мартынова Е.В., Марступа Л.Е. Один в доме. М.: Рипол Классик, 2013

2. Махалова Т.И. Для вас, девочки! «Детская литература», 20013