Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Адаптированная образовательная рабочая программа по Технологии. Швейному делу. в 9 классе

Обучение - воспитательная работа

alt

Рабочая программа включает следующие разделы:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематический план
3. Перечень компонентов учебно-методического комплекса
4. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу
5. Характеристика контрольно-измерительных материалов
6. Приложения


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по социально-бытовой ориентировке


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010 – Сборник 1., стр.111 - Раздел Социально-бытовая ориентировка, авторы: В.В.Воронкова, С.А.Казакова.
2. Приказ Департамента Государственной политики в образовании МОиН РФ от 09.12.2013 № 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

Социально-бытовая ориентировка представляет собой специальные коррекционные занятия в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель: Достижение определенного уровня образованности в соответствии с возможностями ребенка, социальная реабилитация и интеграция в общество.
Задачи специальных коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке:
• формирование и совершенствование навыков ориентировки в окружающем: самообслуживание, ведение домашнего хозяйства, умение пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи;
• формирование знаний, умений и навыков, способствующих социальной адаптации выпускников;
• повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к будущей самостоятельной жизнедеятельности;
• усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми;
• воспитание художественного вкуса;
• повышение качества жизни обучающихся.
Программа курса «Социально-бытовая ориентировка» специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида составлена С.А.Казаковой и В.В.Воронковой.
Программа составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (приложение 1).
Материал программы по СБО расположен по принципу усложнения и увеличений объема сведений: строится по концентрическому принципу, ее особенностью является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам.
Программа по коррекционному курсу СБО состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений. Каждый из 11 разделов программы отслеживается от класса к классу.
Последовательность изучения разделов по программе:
При составлении тематического планирования по СБО для 9 класса использованы рекомендации «Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы: развернутое тематическое планирование / автор-составитель С.А.Львова. – Волгоград: Учитель, 2014.»

Наименование раздела

Количество часов по программе

Количество часов по планированию

Личная гигиена

Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем в Пояснительной записке к Программе по СБО предлагается учителю определять самостоятельно

2

Одежда

6

Питание

10

Семья

4

Культура поведения

4

Жилище

6

Транспорт

4

Торговля

4

Средства связи

3

Медицинская помощь

5

Экономика домашнего хозяйства

6

Учреждения, организациии предприятия

4

Профориентация и трудоустройство

11

                               Итого

 

68 часов

Системный подход к социально-бытовой ориентации учащихся требует начинать работу с первых шагов пребывания ребенка в школе. Все общеобразовательные предметы дают определенный объем знаний и умений, способствуют расширению общего кругозора. Каждый учебный предмет имеет свои связи с курсом социально-бытовой ориентировки. Межпредметные связи коррекционных занятий по СБО с другими дисциплинами учебного плана показаны в приложении 2.
Основной формой организации занятий по СБО является урок. Виды уроков по СБО в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида: урок практических работ; урок тренинга знаний, умений и навыков в сюжетно-ролевых играх; урок-экскурсия.
• Урок практических работ
Особое внимание на уроках СБО уделяется использованию практических методов обучения, обеспечивающих выработку определенных навыков и умений. На уроках СБО используются разные формы практических работ: коллективные (бригадные) и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя). Запись в тетради определенных правил, зарисовки, упражнения и др.
При выполнении практической части программы на уроках постоянно отводится время для изучения правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, режущим инструментом, навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Наглядным материалом при изучении правил техники безопасности служат плакаты по СБО. При выполнении практических работ учащиеся также приучаются к соблюдению санитарно-гигиенических требований.
На уроке практических работ центральное место занимает система упражнений по формированию умений и навыков повседневной жизни. Почти каждый раздел программы требует выполнения практических работ учащихся.
• Урок-экскурсия
Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую их жизнь. Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения знакомство с различными предметами и явлениями. На уроках СБО проводятся вводные, текущие и итоговые экскурсии.
На экскурсию отводится один час учебного времени, если место экскурсии недалеко от школы, либо последний урок и воспитательные часы, если объект находится далеко.
По окончании экскурсий проводятся заключительные беседы, материалы экскурсий используются при проведении практических работ, моделировании реальных ситуаций, упражнений.
• Урок тренинга знаний, умений и навыков в сюжетно-ролевых играх
К одной из организационных форм обучения можно отнести деловую игру (сюжетно-ролевую игру). На уроке-тренинге формируются навыки повседневной жизни в реальных условиях или моделировании реальных ситуаций. В 9 классе используется вариант сюжетно-ролевой игры без разучивания ролей.
Сюжетно-ролевые игры проводятся на этапе закрепления пройденного материала, для формирования навыков общения, умения строить свои отношения с другими людьми.
• Беседа
Беседа является одним из основных методов обучения. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения. В начале занятия проводится краткая вводная беседа, в конце – заключительная.
Беседа применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, практическими работами.
• Развитие устной и письменной речи осуществляется на занятиях по
социально-бытовой ориентировке (использование пословиц, поговорок, загадок).
• Самостоятельная домашняя работа - одна из организационных
форм обучения. Выполняя домашнюю работу, дети закрепляют полученные на уроках знания и навыки.
В рабочей программе по СБО в 9 классе дано следующее распределение часов по четвертям:

9 класс

Количество часов

Количество практических работ

Количество экскурсий

Количество сюжетно-ролевых игр

Количество зачетных работ

I четверть

18

7

-

-

-

II четверть

14

2

-

3

1

III четверть

20

5

3

3

-

IV четверть

16

7

3

-

1

Итого:

68

21

6

6

2

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках СБО является одним из приоритетных направлений деятельности учителя. Информатизация образовательной среды, использование цифровых образовательных ресурсов направлено на формирование нового качества образования:
• использование на уроке различных электронных курсов, программ, пособий и других материалов, разработанных специалистами разного профиля,
• повышение учебной мотивации воспитанников,
• активизацию учебной и внеурочной деятельности школьников,
• формирование у них умения работать в нестандартных условиях,
• успешную социализацию выпускников в современных развивающихся условиях.
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках – это одно из решений, направленных на развитие творческой работы педагогов, использование ими активных методов учебной работы и пополнения их учебно-методического и учебно-дидактического комплексов

I четверть – 18 часов
Тема: «Личная гигиена» - 2 часа
Цели: 1. Коррекционно-образовательная – формирование необходимого объема знаний, умений и навыков по теме «Личная гигиена».
2. Коррекционно-развивающая – коррекция и развитие психических процессов: восприятия, основных свойств внимания, памяти,
мышления, применяя коррекционные упражнения.
3. Коррекционно-воспитательная – развитие личностных качеств: аккуратность, соблюдение гигиенических навыков.

Тема «Одежда» - 6 часов
Цели: 1.Коррекционно-образовательная – формирование необходимого объема знаний о видах одежды, стилях, модных тенденциях.
Дать общее представление о вариантах обновления одежды.
2.Коррекционно-развивающая – развитие объема памяти, зрительных анализаторов, пространственной координации, умения
видеть красивое во внешнем виде. Развитие навыков самостоятельной работы, умения решить материально-бытовую проблему.
3. Коррекционно-воспитательная – развитие эмоционально-волевой сферы, чувства прекрасного.

Тема: «Питание» - 10 часов
Цели: 1. Коррекционно-образовательная – дать основные сведения о здоровой и рациональной пище, значении диетического питания,
формирование умений приготовить блюда и эстетически оформить их, формирование определенного уровня понятий, правил,
расширение объема знаний, практических умений.
2. Коррекционно-развивающая – коррекция и развитие мелкой моторики, навыков пространственного ориентирования, умения готовить
по рецепту, самостоятельно ориентироваться в задании, планировать свою деятельность, делать вывод о качестве работы.
3. Коррекционно-воспитательная – воспитание личностных качеств (аккуратность, трудолюбие, усидчивость); элементов трудовой
культуры (организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии),
развитие коммуникативных навыков, коррекция поведения.
4. Сформированность трудовых навыков – формирование навыков самостоятельной трудовой деятельности; развитие социальной
ответственности; подготовка к общей средовой адаптации.

II четверть – 14 часов
Тема: «Семья» - 4 часа
Цели: 1. Коррекционно-образовательная – формирование представлений о российской семье, практических навыков и умений
взаимодействия в семье. Формировать знания о семье в жизни человека и общества, как строятся взаимоотношения людей в
семейной жизни. Формировать уважение к семье.
2. Коррекционно-развивающая – коррекция и развитие психических процессов: восприятия, основных свойств внимания, памяти,
мышления, применяя коррекционные упражнения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях.
3. Коррекционно-воспитательная – формирование морально-этических норм поведения, коррекция эмоционально-волевой сферы;
формирование коммуникативных навыков, развитие личностных качеств, способствующих взаимопониманию и укреплению семьи.

Тема: «Культура поведения» - 4 часа
Цели: 1. Коррекционно-образовательная – формирование и закрепление у учащихся правил поведения в помещениях и на улице, в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, предприятиях и организациях; навыков культурного общения со знакомыми и незнакомыми
людьми. Закрепление и расширение знаний о морально-этических нормах поведения в обществе.
2. Коррекционно-развивающая – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных
жизненных ситуациях, развитие лексико-грамматического строя речи.
3. Коррекционно-воспитательная – коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы, формирование социально значимых
личностных качеств, культуры поведения, адекватности самооценки, развитие коммуникативных навыков.

Тема: «Жилище» - 6 часов
Цели: 1. Коррекционно-образовательная – познакомить учащихся с правилами расстановки мебели в квартире, требованиями к подбору
различных деталей интерьера.
2. Коррекционно-развивающая – Развитие двигательной активности, умения расставлять мебель в квартире, подбирать детали
интерьера, решения материально-бытовых проблем.
3. Коррекционно-воспитательная – развитие эмоционального и волевого компонентов; развитие умения видеть красивое в
организации быта, развитие творческих способностей.

III четверть – 20 часов
Тема: «Транспорт» - 4 часа
Цели: 1. Коррекционно-образовательная – формирование необходимого объема знаний о транспортных средствах, практических умений
и навыков самостоятельной деятельности. Дать знания о назначении авиатранспорта, правилах пользования авиатранспортом.
2. Коррекционно-развивающая – коррекция и развитие внимания, наблюдательности, представлений об окружающем, навыков
пространственного ориентирования, коммуникативных навыков, лексико-грамматического строя речи.
3. Коррекционно-воспитательная – развитие эмоционально-волевой сферы; формирование личностных качеств, способствующих
общей средовой адаптации.

Тема: «Торговля» - 4 часа
Цели: 1. Коррекционно-образовательная – развитие интеллектуального компонента: формирование определенного уровня понятий по
теме, расширение объема знаний, практических умений, навыков.
2. Коррекционно-развивающая – коррекция и развитие высших психических функций: восприятия, основных свойств внимания,
памяти, мышления, ориентировки в окружающей среде.
3. Коррекционно-воспитательная – формирование нравственно-этических представлений; выработка навыков общения с людьми в
различных ситуациях.

Тема: «Средства связи» - 3 часа
Цели: 1. Коррекционно-образовательная – развитие интеллектуального компонента: расширение представлений о средствах связи,
формирование необходимого объема знаний, практических умений и навыков самостоятельной деятельности.
2. Коррекционно-развивающая – развитие умения получить и оформить сотовую и пейджинговую связи, развитие объема памяти,
зрительно-слухового восприятия.
3. Коррекционно-воспитательная – коррекция и развитие эмоционального и волевого компонентов; развитие коммуникативных
навыков, навыков самостоятельного решения проблем; формирование социально значимых качеств личности.

Тема «Медицинская помощь» - 5 часов
Цели: 1. Коррекционно-образовательная – формирование необходимого объема знаний в области медицины, практических умений
оказания первой медицинской помощи, навыков самостоятельной деятельности.
2. Коррекционно-развивающая – упражнения на увеличение объема памяти: зрительно-слуховой и тактильной, навыков
самостоятельного решения проблем
3. Коррекционно-воспитательная – формирование положительных личностных качеств; развитие коммуникативных навыков;
организация ситуаций успешной деятельности.

Тема: «Учреждения, организации и предприятия» - 4 часа
Цели: 1. Коррекционно-образовательная – расширение представлений о профессиональной деятельности работников сферы бытового
обслуживания; формирование необходимого объема знаний, практических умений, навыков самостоятельной деятельности.
2. Коррекционно-развивающая – развитие внимания, наблюдательности, представлений об окружающем. Развитие умения обратиться с
просьбой, вопросом (моно- и диалогическая речь), коррекция и развитие психомоторной деятельности, наглядно-действенного
мышления.
3. Коррекционно-воспитательная – развитие нравственно-этических представлений; развитие социальных эмоций и социальной
ответственности; подготовка к общей средовой адаптации.

IV четверть – 16 часов
«Экономика домашнего хозяйства» - 6 часов
Цели: 1. Коррекционно-образовательная – формирование экономических знаний, умений, навыков; разумных потребностей, умение
соизмерять их с материальными возможностями.
2. Коррекционно-развивающая – развивать умения планировать, подсчитывать расходы с учетом бюджета семьи, соблюдать
правила экономии
3. Коррекционно-воспитательная – воспитание стремления посредством трудовой деятельности удовлетворять свои потребности;
воспитание положительных качеств личности: деловитость, бережливость, практичность, экономность, хозяйственность.

Тема: «Профориентация и трудоустройство» - 9 часов
Цели: 1. Коррекционно-образовательная – развитие интеллектуального компонента: формирование определенного уровня понятий и
правил; расширение объема знаний, практических умений, навыков самостоятельной деятельности, профессиональная
адаптация формирование умения составлять необходимые документы для оформления на работу
2. Коррекционно-развивающая – коррекция и развитие навыков пользования услугами организаций, учреждений, ведение диалога с
незнакомыми людьми.
3. Коррекционно-воспитательная – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в
различных ситуациях.

3.Перечень компонентов учебно-методического комплекса

Учебный предмет

Класс

Учебная программа по предмету

Учебники для учащихся

Учебный материал для учащихся

Учебно – методические пособия для учителя

 

Кол. ч.

Пр.

Пл.

Социально-бытовая ориентировка

9 класс

Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида. 5-9 классы.

Сборник 1.

Социально – бытовая ориентировка.

С.А.Казакова, В.В.Воронкова

М.: ВЛАДОС, 2014

Учебник по социально-бытовой ориентировке для специальных (коррекционных) школ VIII вида отсутствует.

1. Справочник выпускника / (С.А.Львова). – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014.

1.Социально-бытовая ориентировка. – 5-9 классы: развернутое тематическое планирование/автор-составитель С.А.Львова. – Волгоград: Учитель, 2014.

   

4.Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу по СБО
В Программе по СБО даны четкие указания, каким должен быть результат работы. По каждому разделу выделены основные требования к знаниям и умениям. В результате изучения Социально-бытовой ориентировки ученик должен знать, уметь и иметь представление:

Тема: Личная гигиена

знать:

 

уметь:

 

Иметь представление о:

О вредном воздействии алкоголя, наркотиков и курения на организм человека

В программе не обозначено

Необходимости поддержания физического здоровья

 

Современных спортивных увлечениях: фитнесе, шейпинге, бодибилдинге, бесконтактных единоборствах, ритмической гимнастике и т.п.

 

Вреде курения для курящих и окружающих, о социальных последствиях, к которым приводят дурные привычки.

 

Тема: Одежда и обувь

 

знать:

 

уметь:

 

Иметь представление о:

Размеры одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата

Подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером

Стиле одежды и моде

Способы обновления одежды с помощью мелких деталей

Определять стиль одежды

Средствах выражения индивидуальности

Средства для выведения пятен в домашних условиях

Пользоваться журналом мод

Воздействии средств для выведения пятен на различные виды тканей

Общие правила выведения жирных, фруктовых пятен, пятен от масляной краски, крови, молока, мороженого, шоколада, кофе, следов от горячего утюга и др.

Рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности

 

Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами для выведения пятен

Выводить пятна различными способами и средствами

 

 

Тема: Питание

 

знать:

 

уметь:

 

Иметь представление о:

Способы приготовления национальных блюд

Готовить национальные блюда

Диетическом питании

Правила сервировки праздничного стола

Сервировать праздничный стол

 

Меню ребенка ясельного возраста

Готовить отдельные блюда для детей ясельного возраста

 
 

Готовить отдельные диетические блюда

 

 

Тема: Семья

 

знать:

 

уметь:

 

Иметь представление о:

В Программе не обозначено.

Анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку.

Порядке и условиях заключения и расторжения брака, основах семейных отношений, семейных традициях, организации досуга и отдыха в семье

 

Морально-этических нормах взаимоотношений в семье, об обязанностях членов семьи, связанных с заботой о детях

 

Распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи

 

Тема: Культура поведения

 

знать:

 

уметь:

 

Иметь представление о

Культуру поведения, нормы морали и этики в современном обществе, нормы поведения с соседями по коммунальной квартире и по площадке (приветствие, взаимоуважение, взаимопомощь)

Встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей

В Программе не обозначено

Правила приема гостей (поведение хозяев при встрече, расставании, во время визита)

Анализировать поступки людей и давать им правильную оценку

 

Соблюдать морально-этические нормы в семье и обществе

 

Тема: Жилище

знать:

 

уметь:

 

Иметь представление о:

Правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера и особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели)

Расставлять мебель в квартире (на макете)

В Программе не обозначено

Требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера

Подбирать детали интерьера

Правила сохранения жилищного фонда

 

 

Тема: Транспорт

 

знать:

 

уметь:

 

Иметь представление о:

Основные маршруты самолетов

Ориентироваться в расписании

О назначении авиатранспорта

Службы аэровокзала

Определять маршрут и выбирать транспортные средства

 

Порядок приобретения и возврата билетов

   

Правила посадки в самолет

   

 

Тема: Торговля

 

знать:

 

уметь:

 

Иметь представление о:

Отделы ранка

Выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями

Назначении ярмарки, рынка, их отличия от магазина комиссионной торговли, скупки, уцененной торговли

Цены на отдельные товары

Вежливо обращаться к продавцу

Отличия цен на ярмарке, рынке и в магазинах

Подсчитывать стоимость покупок

 

Правила сдачи вещей в скупку, комиссионный магазин

   

Правила получения денег за проданные вещи

   

 

Тема: Средства связи

 

знать:

 

уметь:

 

Иметь представление о:

Современные виды связи

Заполнять бланки почтовых услуг.

Электронной почте.

Виды денежных переводов, их стоимость

Оформлять квитанцию по оплате услуг.

Тема: Медицинская помощь

 

знать:

 

уметь:

 

Иметь представление о:

Меры по предупреждению инфекционных заболеваний

Одевать, умывать, кормить больного (взрослого, ребенка)

Кишечных инфекционных заболеваниях, воздушно-капельных инфекциях, путях распространения инфекций

Правила ухода за больными

Измерять температуру

 

Условия освобождения от работы (по болезни, для ухода за больным)

Ставить горчичники (на куклу)

 
 

Перестилать постель лежачего больного

 

Тема: Учреждения, организации, предприятия

 

знать:

 

уметь:

 

Иметь представление о:

Местонахождение предприятий бытового обслуживания

Обращаться с вопросами, просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания

Назначении предприятий бытового обслуживания

Виды оказываемых ими услуг

 

Правила пользования услугами предприятий бытового обслуживания

   

Профессии работников предприятий

   

 

Тема: Экономика домашнего хозяйства

 

знать:

 

уметь:

 

Иметь представление о:

Правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.)

Планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности

Значении и характере культурных потребностей

Виды и цели сбережений

Соблюдать правила экономии

Значении экономии в домашнем хозяйстве

Порядок помещения денег в сберкассу

Заполнять ордера на получение и внесение денег в сберкассу

Значении кредита, страхования

Виды кредита, порядок его оформления

 

Виды страхования

   

 

 

Тема: Профориентация и трудоустройство

 

знать:

 

уметь:

 

Иметь

представление о:

Отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии

Соотносить выбранную профессию со своими возможностями

В программе не обозначено

Учреждения и отделы по трудоустройству

Заполнять анкету

Местонахождение и название предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе

Писать заявление, автобиографию

Виды документов, необходимых для поступления на работу

Составлять заявки на материалы, инструменты

Правила перехода на другую работу

Писать расписку, докладную записку

Перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию

Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу

5.Характеристика контрольно-измерительных материалов

Контрольно-измерительные материалы рассчитаны на реальные возможности и способности учащихся. В каждый раздел включены задания по всем изученным темам программы обучения, они распределены по полугодиям. Этот материал позволяет быстро и качественно проверить, как усвоили учащиеся знания по социально-бытовой ориентировке.
Оценка работ – по 5-балльной системе. Орфографические и синтаксические ошибки не оцениваются, как предусмотрено программой по СБО. Они лишь исправляются и выделяются. Исключения составляют задания, требующие написания одного (словарного) слова. В этом случае слово проверяется и оценивается.
Во время выполнения зачетной работы в кабинете вывешиваем наглядный материал, алгоритмы, которые были использованы на уроках. После проверки работ, проводится работа над ошибками (письменно – на доске или в рабочих тетрадях, фронтально (устно) или индивидуально).
Зачетные работы за I и II полугодие составлены по материалам пособия: Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : развернутое тематическое планирование / автор-составитель С.А.Львова. – Волгоград : Учитель, 2014. и представлены в приложении.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.
Характеристика учащихся по возможностям обучения
По возможностям обучения учащиеся условно делятся на 4 группы.

I ГРУППА:
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.
Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Ученики I группы не испытывают серьезных затруднений в овладении общетрудовыми умениями. В процессе обучения планированию они научаются определять последовательность операций, мысленно представляют их очередность и изменяющийся объект труда, могут рассказать план работы и обосновать его. Они сравнительно легко обучаются составлению планов с помощью предметно-операционных и технологических карт, могут извлекать из них необходимую информацию для самостоятельной работы. Указанные качества дают им возможность усваивать программный материал по социально-бытовой ориентировке.
Однако в условиях фронтальной работы при изучении нового учебного материала, изготовлении более сложных изделий у этих учащихся все же появляются затруднения в ориентировке и планировании работы. Иногда им нужна дополнительная помощь в умственных трудовых действиях. Эту помощь они используют достаточно эффективно. Приобретенные знания и умения не теряют, могут применять их при выполнении аналогичного и сравнительно нового изделия.
II ГРУППА:
Учащиеся II группы тоже достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя как активизирующей, как и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет, но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.
Ученики овладевают связной устной и письменной речью, но для успешной передачи мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
На уроках социально-бытовой ориентировки нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается успешно. Задания, близкие по способу и плану работы, чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно. Исполнительная деятельность и словесные отчеты говорят об осознании детьми порядка действий. Ученики довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых работ, но все же допускают ошибки, связанные с особенностями того или иного объекта работы. На начальном этапе выполнения практического задания они испытывают трудности, сразу разобраться не могут, прибегают к пробным действиям, обращаются за помощью к учителю.
III ГРУППА:
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Для учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала. Им трудно выделить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность, низкий темп усвоения материала.
Учащиеся могут применить знания и умения при выполнении аналогичного задания, однако, каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.
Иногда значительная помощь им нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале.
Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Трудности понимания отчетливо проявляются при чтении текстов. Восприятие содержания носит фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного. Нередко содержание текста понимается искаженно.
Организация для них предметно-практической деятельности, использование наглядных средств обучения оказывается для них недостаточными. Их затрудняет оценка количественных изменений (больше, меньше).
Особенно трудно дети усваивают отвлеченные выводы, обобщенные сведения. Им почти недоступен обратный ход рассуждения.
Кроме того, школьникам трудно применить хорошо выученный материал на других уроках. Например, зная таблицу умножения, они затрудняются использовать ее при осуществлении подсчетов на занятиях по СБО.
Забывание протекает интенсивно, особенно, тех сведений, которые имеют отвлеченный характер. Ученики этой группы испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании.
У этих детей нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих трудовых действий. Приемы выполняются детьми формально, наблюдаются перестановки и пропуски операций, с трудом усваивают технические и технологические знания, при их воспроизведении называют несущественные детали, путают терминологию. Затрудняются в задании сгруппировать хорошо известные предметы по тому или иному признаку, например инструменты по их назначению.
IV ГРУППА:
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтальное обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующие задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут запомнить значительно меньший объем знаний и умений, чем предполагается программой школы.
Ученики данной группы овладевают в основном первоначальными навыками чтения и письма, с трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно-следственными связями и отношениями, но и простые. Связная устная и письменная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла.
На уроках социальной адаптации у учащихся этой группы тоже проявляется значительное отставание от одноклассников. Низкий уровень их возможностей проявляется в первую очередь при планировании и выполнении практических работ, в неадекватном переносе ранее известного в новые условия. Так, ученики составляют план и выполняют не предъявляемое задание, а то, которое выполняли на предыдущих уроках. Первоначальное искаженное представление о выполнении задания преодолевается после неоднократной помощи учителя.
Давая устную характеристику объекта, ученики не соблюдают последовательность анализа, могут назвать несущественные признаки, их затрудняет планирование. В ходе практической деятельности ученики не могут найти верного решения. Даже если они понимают, что работа не получается, часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях. В предметно-операционных планах и технологических картах они разбираются только с помощью учителя, далеко не всегда руководствуются ими во время выполнения работы. Наблюдения за деятельностью детей этой группы на уроках показывают, что они не могут полностью усвоить программный материал.


Приложение 2.
Межпредметные связи СБО с дисциплинами учебного плана:

№№

Раздел программы СБО

Предмет учебного плана

Разделы и темы программы для установления прямых межпредметных связей

1.

Личная гигиена

Природоведение

- Сезонные изменения в природе;

- Живая природа;

- Охрана здоровья человека.

Биология

- Растения, грибы, бактерии;

- Человек.

2.

Одежда и обувь

Биология

- Вода.

3.

Питание

Природоведение

- Растения, грибы и животные леса;

- Растения и животные сада, огорода и поля;

- Растения и животные луга;

- Растения и животные водоемов;

- Охрана здоровья человека.

География

- Вода на Земле

Биология

- Вода;

- Многообразие растений, бактерий и грибов;

- Грибы;

- Злаки;

- Лилейные;

- Пасленовые;

- Бобовые;

- Насекомые;

- Рыбы;

- Птицы;

- Растительноядные животные.

4.

Семья

Обществоведение

- введение;

- Государство, право, мораль;

- Права и обязанности граждан России.

Биология

- Охрана здоровья человека в России;

5.

Культура поведения

Грамматика, правописание, развитие речи

- Связная речь

6.

Жилище

Обществоведение

- Права и обязанности граждан России;

Изобразительное искусство

- Декоративное рисование;

- Рисование на темы.

7.

Транспорт

Природоведение

- Российская Федерация;

- Транспорт в городе;

- Города нашей Родины;

- Средства сообщения между городами.

Обществоведение

- Права и обязанности гражданина России.

География

- Карта России;

- География России.

История

- Отечественная история 1945-2000г.г.

8.

Торговля

Математика

- Проценты, площадь.

Природоведение

- Растения сада;

- Растения огорода;

- Растения поля;

- Животные пресных водоемов;

- Животные морей и океанов.

Биология

- Растения, грибы, бактерии.

География

- Своя область (свой край, своя республика);

- География России.

Обществоведение

Права и обязанности граждан России.

История

- Отечественная история 1945-2000г.г.

9.

Средства связи

Математика

- Проценты, площадь.

Природоведение

- Разнообразие поверхности.

География

- Своя область (свой край, своя республика);

- География России.

Обществоведение

Права и обязанности граждан России.

История

- Отечественная история 1945-2000г.г.

10.

Медицинская помощь

Природоведение

- Организм человека;

- Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья;

- Охрана природы и экология.

Биология

- Растения, грибы, бактерии;

- Человек.

География

- Вода на Земле;

- География России.

История

- Отечественная история 1945-2000г.г.

11.

Учреждения, предприятия и организации

География

- Своя область (свой край, своя республика);

- География России.

Обществоведение

- Государство, право, мораль;

- Конституция Российской Федерации;

- Права и обязанности гражданина России.

История

- Великие преобразования России в VIII веке;

- Отечественная история 1945-2000г.г.

12.

Экономика домашнего хозяйства

Математика

- Проценты, площадь.

География

- География России.

Обществоведение

- Права и обязанности гражданина России.

История

- Отечественная история 1945-2000г.г.

Биология

- Растения, грибы, бактерии;

- Человек.

13.

Трудоустройст-во

Математика

- Проценты, площадь.

География

- География России.

Обществоведение

- Государство, право, мораль;

- Конституция Российской Федерации;

- Права и обязанности гражданина России.

История

- Отечественная история 1945-2000г.г.

14.

Материал по СБО

Материал по ОБЖ

 


Приложение 3.

Программные экскурсии и практические работы в курсе СБО

№ урока

Название экскурсии

Задачи

Организация практической деятельности

Деловое общение с незнакомыми людьми

Урок №36

Экскурсия в аэропорт или в кассу Аэрофлота.

1.Познакомить школьников в работой служб аэропорта.

2.Формировать умение ориентироваться в расписании движения самолетов.

3.Приобретение необходимого коммуникативного опыта с незнакомыми людьми.

1.Разобрать условные обозначения, указывающие на наличие и расположение служб.

Как получить информацию?

Как задать вопрос?

Как ответить?

Как вести себя в той или иной ситуации?

Урок

№ 40

Экскурсия на рынок или ярмарку.

1.Развивать умение обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятия.

2.Обучени6е умению формулировать вопросы и выслушивать ответы

Выполнение практической работы: Посещение отделов магазина – распродажи товаров по сниженным ценам.

Как получить информацию?

Как задать вопрос?

Как ответить?

Как вести себя в той или иной ситуации?

Урок

№ 51-52

Экскурсия на предприятие бытового обслуживания населения

(Пункт по приему одежды в чистку).

1.Знакомство с деятельностью предприятия;

2.Выявить умение пользоваться услугами предприятия;

3.Обучение умению анализировать обстановку и определять нужного собеседника.

Выполнение заданий:

- местонахождение и режим работы предприятия;

- знакомство с деятельностью предприятия;

- выявить умение пользоваться услугами предприятия;

-обращение с вопросами и просьбами к работникам предприятия.

1.Берут ли в чистку рабочую одежду, меховые игрушки?

2.Выводят ли пятна от масляной краски?

3.Чистят ли ковры?

4.Вопросы по условиям работы (зарплата приемщицы, отпуск, где учатся на приемщицу)

Урок

№ 57-58

Экскурсия в сберкассу.

1.Познакомить учащихся с работой сбербанка.

Выполнение заданий:

1.Узнать порядок помещения сбережений в сбербанк.

2.Наблюдение за обслуживанием клиентов.

Как получить информацию?

Как задать вопрос?

Как ответить?

Как вести себя в той или иной ситуации?

Урок №66

Экскурсия в учреждения и отделы по трудоустройству.

1. Знакомство с профилем учреждения.

2.Обучение умению самостоятельно вступать в контакт с собеседником.

1.Выбор предложенной работы

Как получить информацию?

Как задать вопрос?

Как ответить?

 

Приложение 4.

Сюжетно-ролевые игры на уроках СБО

№ урока

Тема урока

Название сюжетно-ролевой игры

Задания

Урок №20

Раздел «Семья».

Основы семейного очага (семейные отношения)

Сюжетно-ролевая игра «Семейный портрет»

(распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи).

Подбор проблемных ситуаций по теме

Урок №21

Раздел «Семья».

Основы семейного очага (семейные традиции)

Сюжетно-ролевая игра «Вечер в твоей семье»

Семейный досуг. Праздники: профессиональные, календарные, бытовые, семейные, религиозные.

Урок №26

Раздел «Культура поведения».

Прием гостей.

Сюжетно-ролевая игра «Я принимаю гостей»

Правила поведения в обществе, способы ведения разговора со старшими, сверстниками, правила поведения при приеме подарка, поведения за столом.

Урок №35

Раздел «Транспорт».

Регистрация рейсов.   Стоимость проезда.

Сюжетно-ролевая игра «На каникулы летим самолетом».

1.Выбор пункта назначения.

2. Уточнить свои возможности для приобретения билета «туда» и «обратно».

3.Рассчитать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города.

4.Обучение правилам посадки в самолет; поведения в аэропорту.

Урок №45

Раздел «Медицинская помощь».

Уход за больными.

Сюжетная игра «Больной в доме»

-измерение температуры и запись,

-постановка грелки, клизмы, горчичников, компресса холодного и согревающего;

-уход за больным: переодеть, умыть, накормить больного (взрослого, ребенка), сменить постель лежачего больного.

Урок №46

Раздел «Медицинская помощь».

Уход за больными.

Сюжетная игра «Больной в доме»

-заправить постель,

-организация столика у постели больного,

-постановка горчичников (на кукле).

Урок №61

Раздел «Профориентация и трудоустройство».

Оформление на работу.

Ролевая игра «Обращение к работодателю»

Составление памятки «О чем надо помнить, когда идешь искать работу».

 

Приложение 5.

Реализация национально-регионального компонента

Реализация национально-регионального компонента в содержании учебной программы по СБО в 9 классе осуществляется следующим образом:

Раздел, тема

№ уроков

Название НРК

Источник информации

Питание.

Приготовление национальных блюд.

 

Урок №9

Питание и домашняя утварь народов Урала.

Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX- XXв.в.: Историко-этнографический атлас. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003, стр.98-101

Культура поведения.

Традиции культуры поведения в современном обществе.

Урок №23

1.Челябинск – культурный центр Южного Урала.

Финадеев А.П. Буклет Челябинская область: вчера, сегодня, завтра. Стр.26-28

Жилище.

Сохранение жилищного фонда.

Урок №31

Жилищное строительство в Челябинской области.

Финадеев А.П. Буклет Челябинская

область: вчера, сегодня, завтра. Стр.20.

Транспорт.

Экскурсия в аэропорт или кассу Аэрофлота.

Урок №36

Воздушный транспорт.

Аэропорт Челябинска.

Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2002, стр.265

Торговля.

Ярмарки. Их виды, время и место проведения.

Урок №39

Организация торговли в Челябинской области.

Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2002, стр.271

Средства связи.

Виды связи: пейджер, сотовая, автоответчик, факс, Интернет.

Урок №41

1.Сфера услуг. Предприятия связи Челябинской области.

2.Развитие связи в Челябинской области.

1. Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2002, стр.272

2. Финадеев А.П. Буклет Челябинская область: вчера, сегодня, завтра. Стр.23

Медицинская помощь.

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению

Урок №44

Народная медицина в системе жизнеобеспечения людей.

Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX- XXв.в.: Историко-этнографический атлас. – Екатеринбург: ИД «Сократ», 2003, стр.92-97

Медицинская помощь.

Листок нетрудоспособности.

Урок №48

Сфера услуг. Система здравоохранения в Челябинской области

1. Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2002, стр.268

2. Финадеев А.П. Буклет Челябинская область: вчера, сегодня, завтра. Стр.24

Учреждения, организации, предприятия.

Предприятия бытового обслуживания населения, их назначение (ремонтно-бытовые мастерские, пункты и т.п.).

Урок №50

Сфера услуг. Предприятия обслуживания в Челябинской области.

Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2002, стр.270

Экономика домашнего хозяйства.

Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе. Виды вкладов.

 

Урок №55

Банковская система в Челябинской области

Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2002, стр.288-291

 

Приложение 6.

Электронные образовательные ресурсы

Тема урока

№ уроков

Название ИКТ

Автор (источник)

Использование

Раздел «Питание»

Приготовление национальных блюд.

Урок №9

Первые блюда: борщ (с сельдью, украинский, из сельдерея)

1С: Познавательная серия.

Энциклопедия русской национальной кухни.

CD _enc.exe

ООО «1С-Паблишинг», 2011.

До выполнения практической работы

Раздел «Семья»

Закон Российской Федерации о браке и семье

Урок №22

Презентация «Правовые основы брака».

Интернет-ресурсы

На этапе объяснение нового материала

Раздел «Экономика домашнего хозяйства»

Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты в кино, театры, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви и одежды).

Урок № 53

Презентация «Домашнее строительство. Принципы формирования бюджета семьи»

Интернет-ресурсы

На этапе объяснения нового материала

Приложение 7.

Список учебно-методических пособий для учителя:

1. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIIIвида: пособие для учителя / В.В.Воронкова, С.А.Казакова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.

2. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006.

3. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIIIвида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А.Львова. – М.:

ВЛАДОС, 2005.

4. Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIIIвида: Пособие для учителя \ Под редакцией А.М. Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский центр

ВЛАДОС, 2003 г.

5. Стариченко Т.Н. Формирование экономико-быовых знаний и умений у старшеклассников вспомогательной школы: Учебно-методическое пособие для студентов педвузов и учителей вспомогательных школ / Урал. государственный педагогический университет. Екатеринбург, 1996.    


Приложение 8.

Плакаты по СБО

Раздел

Название плаката

Личная гигиена

1. Правила личной гигиены.

Питание

1. Оборудование кухни и требования к ее содержанию.

2. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием.

3. Подготовка к работе в кабинете кулинарии (2 шт.)

4. Инструкция для обучающихся по правилам безопасности при кулинарных работах.

5. Организация рабочего места при первичной обработке продуктов и мытье посуды.

6. Рабочее место для мытья посуды.

7. Правила безопасности при работе с приспособлениями на кухне.

8. Правила безопасной работы с нагревательными электроприборами.

9. Зажигаем газовую плиту.

10. Безопасная работа с газовой плитой.

11. Правила безопасной работы с ножом.

12. Требования к обработке продуктов.

13. Работа с горячими жидкостями (2 шт.)

14. Правила безопасной работы с горячей жидкостью.

15. Безопасные приемы обработки овощей.

16. Хранение продуктов.

Одежда

1. Организация рабочего места при ручных работах с тканью.

2. Рабочее место для влажно-тепловой обработки ткани.

3. Работа с ножницами.

4. Работа с иглами и булавками

Медицинская помощь

1. Первая помощь при поражении электрическим током.

2. Причины поражения электрическим током.

Средства связи

1.Правила безопасной работы на компьютере.

Зачетная работа за I полугодие

Повторение темы «Одежда»

Прочитай вопрос

Отметь нужный вариант ответа

1. Какой стиль считается универсальным?

а) классический;

б) романтический;

в) унисекс.

2. Что делать, если у джинсов протерлась ткань на коленях?

а) сделать из них тряпку;

б) на протертые места поставить декоративную заплату;

в) выбросить.

3. Что делать с пятном от вишни?

а) поставить на него заплату;

б) постараться вывести;

в) такую вещь не носить.

4. Где можно узнать о выведении пятен?

а) спросить у знакомых;

б) прочитать в книгах по домоводству;

в) пробовать выводить опытным путём.

5. Как определить свой размер одежды?

а) в магазине примерять много вещей, а у той, которая подойдёт, посмотреть размер;

б) снять мерки;

в) узнать у мамы.

6. Что делать, если любимые летние брюки стали короткими?

а) пришить отвороты;

б) не носить их.

7. Что делать, если рукава блузки стали короткими?

а) не носить её;

б) обрезать рукава и носить с короткими рукавами.

Практическое задание: Снять с себя мерки, данные записать в таблицу:

Объём

Размер

груди

бёдер

талии

одежды

обуви

         

Повторение темы «Питание»

Задание 1.

Заполни вторую половину таблицы

Электроприборы

Назначение

1. Электромясорубка

 

2. Кухонный комбайн

 

3. Миксер

 

4. Кофемолка

 

Задание 2.

Ответь письменно.

- Как называется специально установленный режим питания? ______________________________________________________________?

Повторение темы «Семья»

Задание 1. Из двух утверждений выбери правильное, отметь его знаком +.

Из букв правильных ответов составь слово и запиши его.

В – крепкая семья основана на экономическом расчете.

Б – крепкая семья основана на любви и уважении.

Р – основной возраст вступления в брак наступает с 18 лет.

Л – основной возраст вступления в брак наступает с 14 лет.

А – испытательный срок для желающих вступить в брак – 1 месяц.

О – испытательный срок для желающих вступить в брак – 1 год.

К – семейные отношения – это отношения между супругами, их родителями и детьми.

И – семейные отношения – это отношения между родителями и детьми.

Задание 2:

В свободное время я и другие члены семьи:

  • занимаемся спортом (фитнес, шейпинг)
  • сидим у телевизора
  • ходим в кино, театры, музеи, на выставки
  • навещаем родственников
  • катаемся на лыжах
  • посещаем плавательный бассейн

Как бы ты хотел организовать свой досуг? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________        

Повторение темы «Культура поведения»

Прочитай вопрос

Отметь нужный вариант ответа

1. Можно ли встречать гостей в домашних тапочках?

а) конечно, можно;

б) ни в коем случае;

в) надеть красивые туфли.

2. Нужно ли предлагать гостям домашние тапочки?

а) да;

б) только если они новые;

в) нет.

3. Кто знакомит гостей друг с другом на праздничном вечере?

а) хозяева;

б) один из гостей;

в) сами между собой.

4.Можно ли разговаривать по телефону, когда пришли гости?

а) можно;

б) нельзя.

5. Должен ли быть включен телевизор во время приема гостей?

а) да;

б) нет;

в) да, если передача интересна всем.

6.Нужны ли цветы на праздничном столе?

а) да;

б) необязательно;

в) нет.

7.Если гости принесли торт, обязательно ли им угощать, если у вас уже есть торт?

а) да, это правило вежливости;

б) необязательно;

в) лучше его приберечь для себя.

8. Должны ли хозяева, прощаясь с гостями и слушая их благодарности, тоже благодарить их?

а) нет;

б) хозяева молчат;

в) благодарят гостей за то, что они пришли.

 

Зачетная работа за II полугодие

Повторение темы «Жилище»

Ответь на вопросы письменно.

1. Как называется внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство ___________________________________________?

2. Как называется человек, занимающийся оформлением интерьеров? _____________________________________________________?

Повторение темы «Медицинская помощь»

Прочитай задание и расставь правильно стрелки.

Название

Стрелки

Способ распространения

1.

Инфекции дыхательных путей (грипп, ангина, корь, коклюш, туберкулез, оспа)

 

а) Через продукты питания, воду, грязные руки (мухи)

2.

Кишечные инфекции (дизентерия, брюшной тиф, холера, инфекционный гепатит)

 

б) воздушно-капельный путь

3.

Кровяные инфекции (малярия, клещевой энцефалит, чума)

 

в) контактный путь

4.

Инфекции наружных покровов (чесотка, педикулез)

 

г) через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, блохи, вши, москиты)

Повторение темы «Бюджет семьи»

Задание 1. Покажи стрелкой статью расхода.

Обязательные расходы

Оплата проезда

Оплата жилья

Коммунальные услуги

Текущие расходы

Ремонт одежды, обуви

Питание

Страховка

Задание 2. Определить доход семьи от личного подсобного хозяйства.

Семья собрала с садово-огородного участка: 5 мешков картофеля, в каждом мешке по 40 кг; 30 кг моркови; 52 кг капусты; 55 кг малины; 60 кг смородины;

20 кг лука.

Составь таблицу цен и подсчитай, какой денежный доход семьи с участка?

Задание 3. Заполни таблицу расходов.

Питание

Комму-нальные и бытовые услуги

Транс-порт

Культур-ные потреб-ности

Хозяйст-венные товары

Парфю-мерия

Галан-терея

Прочее

               
               
               
               

Расходы: билеты в кино, ремонт обуви, проездной билет, перчатки, зубная паста, замок, стиральный порошок, духи, ведро, стол, кроссовки, апельсины, зеркало, обед в столовой, квартплата, картофель

Повторение темы «Средства связи»

Отметь нужный вариант ответа.

Прочитай вопрос

Отметь нужный вариант ответа

Деньги можно отправить

  • В конверте
  • Денежным переводом
  • В посылке

Сумма денежного перевода

  • 100 рублей
  • 1000 рублей
  • Не ограничена

Сумма пишется

  • Цифрами
  • Прописью
  • Все равно как

Оплата производится

  • За каждый полный рубль согласно тарифу
  • За каждый 100 рублей согласно тарифу
  • За каждый полный и неполный рубль согласно тарифу

Повторение темы «Профориентация и трудоустройство»

Ответь на вопрос письменно.

- Куда обращаться для устройства на работу? ___________________________________________________________________?