Адаптированная образовательная рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Адаптированная образовательная рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе

Обучение - воспитательная работа

alt

Пояснительная записка.

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы: в 2 сб./Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1.
Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания и развития, направленные на формирование личности. В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком.
Программа по русскому языку и развитию речи в 9 классе направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

ЦЕЛЬ:
Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности
выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

ЗАДАЧИ:
- овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо,
говорение, слушание);
- формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения,
обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в
устной и письменной форме;
- обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельныхучащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 9 классе отведено 103 часа в год (3 часа в неделю). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но инеоднократное повторение, закрепление пройденного материала. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.

В 9 классе продолжается работа по звуко-буквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставки). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов) и другие.
Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
В 9 классе изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности школьников с нарушением интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В 9 классе в связи с этим ведётся постоянная работа над развитием фонетического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 9 классов овладеть такими вещами работ, как изложение и сочинение. На контрольные работы отводится два часа: 1 час – на урок письма, 1 час - на чтение.
В 9 классе школьникам продолжаются прививаться навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг бланков, квитанций и др.; в то же время предусматривается формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку в 9 классе используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
На уроках русского языка в 9 классе может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

ФОРМЫ РАБОТЫ.
Основными видами работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). Основные виды контрольных работ в 9 классе – диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
МЕТОДЫ УРОКА.
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (урок-викторина, урок-игра и др.)
Используются: видеофрагменты фильмов
(DVD), компьютерные презентации, музыкальные композиции (магнитофон)

Структура курса по письму и развитию речи 9 класса
Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе рассчитана на 3 часа в неделю, 103 часа в год. В том числе по развитию речи – 6 ч., контрольных работ – 9 ч.

№ п/п

Тема раздела

Четверть

Итого

1

2

3

4

 

1

Повторение. Предложение

6

       

2

Звуки и буквы

8

       

3

Состав слова

11

       

             Части речи

4

Имя существительное

 

13

     

5

Имя прилагательное

 

6

5

   

6

Личные местоимения

   

7

   

7

Глагол

   

13

   

8

Наречие

     

4

 

9

Имя числительное

     

7

 

10

Повторение пройденного за год

     

8

 

11

Развитие речи

1

3

1

1

6

12

Контрольные диктанты

3

1

3

2

9

 

Итого

29 ч.

23 ч.

29ч.

22ч.

103 ч.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- писать под диктовку, применять правила проверки написания слов;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов; различать части речи;
-строить простое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение; писать изложение и сочинение; оформлять деловые бумаги; пользоваться словарём.

Учащиеся должны знать:

- части речи; правила правописания слов

Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по письму и развитию речи. 9 класс.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последователь¬ность изложения и речевое оформление ответа.

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понима­ние материала, может с помощью учителя обосновать, самостоя­тельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответ­ствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учи­теля; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые ис­правляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает мате­риал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд оши­бок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в посто­янной помощи учителя.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понима­ние материала, но допускает единичные ошибки, допускает неточности в подтверждении примерами и исправляет их с помощью учителя.

Оценка «4» ставится ученику, если он обнаруживает знание и понима­ние темы, но допускает неточности в знании материала, делает ошибки в речи и исправляет их с помощью учи­теля.

Оценка «3» ставится ученику, если он понимает основные положения темы, но допускает ошибки в формулировании правил, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошиб¬ка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в пред¬ложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и пись¬ма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.


Грамматический разбор

 

Базовый уровень

 

 

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится,     если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического   разбора,     работу   выполняет   без   ошибок   или   допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2—3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание   изученного   материала,   затрудняется   в     применении своих знаний, допускает 4—5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

 

Оценка «5» ставится, если в работе выполнено правильно 65 % заданий

Оценка «4» ставится, если в работе выполнено правильно от 50 % до 60 % заданий

Оценка «3» ставится,если в работе выполнено правильно от 35 % до 50 % заданий

Список используемой литературы

Литература для учителя

1. В.В.Воронкова «Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 5-9 классы, сборник 1, ГИЦ «Владос», Москва, 2000г.
2. А. К. Аксенова и Н. Г. Галунчикова. « Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида». — М.: Просвещение, 2002.
3. Соколовская С. М. и Пикулева Н. В. «Веселая орфография».-
Челябинск, Взгляд, 2002
4. Вахрушева Т. В., Попова Е. В. «300 упражнений по русскому языку»- М.: Аквариум, 2001.
5. О.Е Жиренко « Учим русский с увлечением».- М.: «Просвещение» 2005.
6. Н.М Бетенькова « Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка».- М.: «Просвещение» 2004.
7. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Пособие для учителя./ Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2007.
8. А. Г. Зикеев «Практическая грамматика на уроках русского языка» 1- 4 ч.- М.: «Владос», 2003
9. В.И.Капинос, Т.А.Костяева. «Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». – М., «Просвещение», 1978.
10. Т.П.Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007.
11 . Ю.А.Вакуленко. «Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры». – Волгоград, «Учитель», 2011.
12. Н.М.Барская, Л.А.Нислевич. «Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы». – М., «Просвещение», 1992.

Литература для учащихся
1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Русский язык». Учебник для 9 кл.- М.: «Просвещение» 2005
2. Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков. «Орфографический словарь».- М.: «Просвещение» 1980
3. В. П. Свириденков «Сборник упражнений по русскому языку».- М.: «Просвещение», 1969
4. М. И. Махмутов, А. В. Текучёв «Толковый словарь русского языка».-
М.: Просвещение, 1981
5. А. Н. Тихонов «Школьный слово-образовательный словарь русского языка».- М.: «Просвещение» 1978