Адаптированная образовательная рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе. Учитель: Жмыхова М.В.
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Адаптированная образовательная рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе. Учитель: Жмыхова М.В.

Обучение - воспитательная работа

alt

Пояснительная записка

Рабочая программа по письму и развитию речи для 8класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 5-9классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «ВЛАДОС», 2000 г.)
Учебная программа определяет содержание общеобразовательного предмета «Русский (родной) язык», последовательность изучения тем по годам обучения. Настоящая программа по письму и развитию речи для 5-9 классов детально раскрывает содержание изучаемого курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с учебным планом.
Материал школьного курса письма и развития речи по классам располагается следующим образом: в V, VI, VII классах изучаются фонетика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения старших классов.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, поэтому значительное место в ней отводится повторению. Для повторения изученного в предыдущих классах в начале года в каждом классе выделяются специальные часы. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым на каждом из этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущих классах и соответственно увеличивается объем знаний на каждой новой ступени образования. Каждая тема завершается повторением пройденного материала. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
Обучение письму и развитию речи носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих целей и задач.

Цель курса

Формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, воспитание интереса к родному языку, воспитание гражданственности, нравственных качеств, трудолюбия, самостоятельности.

Задачи курса

1. Формирование прочных навыков грамотного письма, развитие орфографической зоркости, функций фонематического анализа.
2. Обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме на основе работы со словом, предложением, текстом.
3. Овладение нормами русского литературного языка, обогащение и активизация словаря учащихся, совершенствование грамматического строя речи, развивать навыки словоизменения, словообразования.
4. Развивать умения делать словесно-логические обобщения, учить выделять главное, существенное.
5. Развивать навыки межличностного взаимодействия, готовить к самостоятельной жизни, к труду, к общению.

Основные направления коррекционной работы

1. Коррекция высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления.
2. Корригировать интерес к предмету.
3. Развивать фонематический слух, коррекция нарушений устной и письменной речи.
4. Корригировать импрессивную и экспрессивную стороны речи, развивать диалогическую речь.
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
6. Корригировать интеллектуальные, творческие возможности учащихся.

Содержание курса

Звуки и буквы. В 8 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. В 8 классе продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке), Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный набор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 8 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.)
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2-4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному имеет место и в старших классах.
В системе школьного образования учебный предмет «Письмо и развитие речи» занимает важное место: является не только объектом изучения, но и средством обучения, средством познания действительности и входит в общеобразовательную область. Письмо и развитие речи обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развивает память, речь, воображение, мышление, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности.
Письмо и развитие речи неразрывно связано со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Для реализации регионального компонента (РК) программа дополнена темами, содержание которых включает материалы о крае и его людях, о жизни сверстников.
С учетом индивидуальных возможностей учащихся, с учетом разного уровня усвоения знаний, умений по предмету в программе определено 2 уровня требований к усвоению содержания учебного материала:
1. Базовый уровень
2. Минимально необходимый (сниженный) уровень.
В соответствии с уровнями усвоения содержания учебного материала в программе обозначены критерии оценки сформированности знаний учащихся.

Структура курса по письму и развитию речи 8 класса

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе рассчитана на 3 часа в неделю, 103 часа в год. В том числе по развитию речи – 8 ч., контрольных работ – 7 ч.

№ п/п

Тема раздела

Четверть

Итого

1

2

3

4

 

1

Повторение. Предложение

6

       

2

Состав слова

17

       

             Части речи

3

Имя существительное

 

7

     

4

Имя прилагательное

 

11

     

5

Личные местоимения

   

5

   

6

Глагол

   

14

4

 

7

Предложение

     

14

 

8

Повторение пройденного за год

     

10

 

9

Развитие речи

2

2

2

2

8

10

Контрольные диктанты

1

2

2

2

7

 

Итого

26 ч.

22ч.

23ч.

32ч.

103 ч.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс

8 класса по письму и развитию речи

 

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

 Учащиеся должны уметь:

  • писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
  • разбирать слова по составу; образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
  • различать части речи;
  • строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами; сложное предложение;
  • писать изложение и сочинение по плану и опорным словосочетаниям;
  • оформлять деловые бумаги по образцам;
  • пользоваться словарем

Учащиеся должны знать:

  • части речи;
  • наиболее распространенные правила правописания слов

Учащиеся должны уметь:

  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами, с помощью учителя применять правила проверки написания слов, постановки знаков препинания;
  • разбирать слова по составу с помощью учителя;
  • различать части речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц;
  • распространять простое предложение, простое предложение с однородными членами, соединять по смыслу части сложного предложения с помощью союзов и, а, но и без них;
  • пересказ текста по плану и опорным словосочетаниям с помощью учителя;
  • оформлять деловые бумаги по образцам с помощью учителя;
  • пользоваться словарем с помощью учителя

Учащиеся должны знать:

  • части речи по опорным таблицам;
  • наиболее распространенные правила правописания слов по опорным таблицам

Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по письму и развитию речи. 8 класс.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание:
а) правильность ответа по содержанию изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последователь¬ность изложения и речевое оформление ответа.

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понима­ние материала, может с помощью учителя обосновать, самостоя­тельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответ­ствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учи­теля; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые ис­правляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает мате­риал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд оши­бок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в посто­янной помощи учителя.

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понима­ние материала, но допускает единичные ошибки, допускает неточности в подтверждении примерами и исправляет их с помощью учителя.

Оценка «4» ставится ученику, если он обнаруживает знание и понима­ние темы, но допускает неточности в знании материала, делает ошибки в речи и исправляет их с помощью учи­теля.

Оценка «3» ставится ученику, если он понимает основные положения темы, но допускает ошибки в формулировании правил, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя

В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соот¬ветствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошиб¬ка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в пред¬ложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и пись¬ма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое ис¬кажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.


Грамматический разбор

 

Базовый уровень

 

 

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится,     если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического   разбора,     работу   выполняет   без   ошибок   или   допускает исправления.

Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2—3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание   изученного   материала,   затрудняется   в     применении своих знаний, допускает 4—5 ошибок или не справляется с одним из заданий.

 

Оценка «5» ставится, если в работе выполнено правильно 65 % заданий

Оценка «4» ставится, если в работе выполнено правильно от 50 % до 60 % заданий

Оценка «3» ставится,если в работе выполнено правильно от 35 % до 50 % заданий

Используемая литература

1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1 / под ред. В. В. Воронковой.- М.: ВЛАДОС, 2001.
2. Галунчикова, Н. Г. Рабочие тетради по русскому языку 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.- М.: Просвещение, 2003. (№ 1 (Состав слова), № 2 (Имя существительное), № 3 (Имя прилагательное), № 4 (Глагол)
3. Галунчикова, Н. Г. Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2009.
4. Галунчикова, Н.Г. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2010.
5. Гапонова, Т. И. Тексты контрольных работ и грамматических заданий по русскому языку для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений / Т. И. Гапонова. – Хабаровск: ХК ИППК, 2001.
6. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: учеб.пособие для студентов-дефектологов / А. К. Аксенова. – М.: Просвещение, 1999.
7. Аксенова, А. К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5 – 9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. / А. К. Аксенова, Н. Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2002.
8. Словари: 1. Словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М., 2009.