Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе. Учитель: Жмыхова М.В.

Обучение - воспитательная работа

alt

Пояснительная записка


Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида составлена на основе программы для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. доктора педагогических наук В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (издательство «ВЛАДОС», 2000 г.)
Учебная программа определяет содержание общеобразовательного предмета «Чтение и развитие речи», последовательность изучения разделов по годам обучения, общую стратегию обучения, воспитания и развитияобучающихся средствами учебного предмета в соответствии с учебным планом.
Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
В системе школьного образования учебный предмет «Чтение и развитие речи» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения и входит в общеобразовательную область. Как средство познания действительности чтение и развитие речи обеспечивает разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, гражданскому, нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию, развивает память, воображение, мышление, речь, формирует навыки самостоятельной деятельности.
Цель курса
Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социально-личностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.
Задачи курса
1. Совершенствование навыков правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей.
2. Развитие навыков понимания читаемого материала.
3. Развитие речи учащихся и мышления через обучение правильному и последовательному изложению своих мыслей в устной и письменной форме.
4. Формирование нравственных качеств, направленных на социальную адаптацию, на гражданское, трудовое, эстетическое воспитание учащихся.
Основные направления коррекционной работы
1. Развитие высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, речи, мышления.
2. Корригировать познавательную деятельность учащихся и их представления об окружающем мире.
3. Коррекция уровня общего и речевого развития учащихся, развитие коммуникативных навыков.
4. Развитие артикуляционной моторики.
5. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
Содержание курса
Обучение чтению и развитию речи имеет практическую направленность. На уроках чтения у школьников 8 класса продолжается формирование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала вслух, «про себя». На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.
При отборе программного материала по чтению учтена необходимость воспитания нравственных качеств и свойств личности, формирование положительных черт характера и всей личности в целом, что позволит выпускникам стать полезными членами общества, включиться в трудовую деятельность в условиях современного производства.
Программный материал школьного курса по чтению и развитию речи в 8 классе подобран с учетом психофизических и возрастных особенностей учащихся и расположен по степени нарастания сложности и объема изучаемых произведений.
В 8 классе продолжается знакомство с жанрами устного народного творчества, подобраны доступные по содержанию художественные произведения и отрывки из произведений классиков русской и отечественной литературы, произведения современных писателей русской и зарубежной литературы, краткие сведения об их жизни и творчестве.
В курсе рабочей программы по чтению и развитию речи учтены межпредметные связи. На уроках чтения и развития речи осуществляется логические связи с уроками истории, географии, изобразительного искусства.
Содержание курса 8 класса
1. Техника чтения
• Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух, «про себя». Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. В начале, в середине и в конце учебного года проводится проверка техники чтения. Объем текста для 8 класса на начало года – 80 слов, на конец года – 90-100 слов.
Понимание читаемого
• Развитие речи, мышления, памяти.
• Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
• Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений, самостоятельно и с помощью учителя.
• Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.
• Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
• Знание основных сведений о жизни писателей.
• Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение
• Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
• Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).
• Ведение дневника или стенда внеклассного чтения
• С учетом психофизических особенностей учащихся, их активностью, самостоятельностью, успешностью усвоения программного материала, определены уровни требований к знаниям и умениям учащихся по технике чтения, по развитию речи, по заучиванию наизусть, определены часы внеклассных занятий.
Основные требования к усвоению содержания учебного материала предполагают 2 уровня:
• Базовый уровень
• Минимально необходимый (сниженный) уровень.
• В соответствии с уровнями обозначены критерии оценки сформированности знаний учащихся.

Структура курса по чтению и развитию речи 8 класса


Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе рассчитана на 3 часа в неделю, 103 часа в год. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов учащихся, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
В программу включены уроки внеклассного чтения – 8 часов, заучивание наизусть – 10 стихотворений, прозаический отрывок.

№ п/п

Тема раздела

Четверть

     

Итого

   

1

2

3

4

 

1

Устное народное творчество

10

       

2

Литературные сказки

7

       

2

Русская литература   XIX века

10

19

17

   

3

Русская литература XX века

   

10

22

 

5

Внеклассное чтение

2

2

2

2

8

 

Итого

29

21

29

24

103

Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 8 класса по чтению и развитию речи

Базовый уровень

Учащиеся должны уметь:

  • читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;
  • выделять главную мысль произведения;
  • давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;
  • пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть десять стихотворений, прозаический отрывок

 

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Учащиеся должны уметь:

  • читать вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;
  • читать «про себя» проанализированный текст;
  • участвовать в выделении главной мысли произведения;
  • определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;
  • пересказывать текст по плану, используя опорные слова, по наводящим вопросам.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть восемь стихотворений, частично прозаический отрывок

 

Проверка техники чтения


В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):VII-IX класс - 90-100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Используемая литература


1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5-9 классы / под ред. В. В. Воронковой / Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2000.
2. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М., 2009.
3. В.В.Воронкова и др., «Чтение» 8 класс, М., Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2006 год, Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.