Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе. Учитель: Жмыхова М.В.

Обучение - воспитательная работа

alt

Пояснительная записка

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы: в 2 сб./Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб. 1. На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

ЦЕЛЬ: развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

- формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

- развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

- развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе);

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения. С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

В старших классах продолжается работа по объяснительному чтению, как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 9 класса используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся. Начиная с 9 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по чтению для 9 класса предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности.

Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Развитию речи способствует написание изложений, сочинений, которые предусмотрены в программе. Перед написанием должна быть проведена подготовительная работа, поэтому на контрольные работы отводится два часа: 1 час – на урок письма, 1 час - на чтение.

Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII вида проводится один раз в месяц и носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.

Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). В 9 классе – 103 часа в год, 3 часа в неделю.

Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры. В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- устные сочинения-характеристики героев;

- развитие художественной фантазии у детей;

- придумывание финала, опираясь на развитие событий.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.). Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.

Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно.

От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. К 9 классу меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Типы урока:

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно- обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический.

Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

- составление плана текста;

- пересказ текста по плану;

- пересказ текста по предполагаемым вопросам;

- продолжение текста;

- выразительное чтение;

- чтение наизусть;

- чтение по ролям.

Структура курса по чтению и развитию речи 9 класса

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов учащихся, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. В программу включены уроки внеклассного чтения – 10 часов, заучивание наизусть – 10 стихотворений, прозаический отрывок.

№ п/п

Тема раздела

Четв

     

Итого

   

1

2

3

4

 

1

Устное народное творчество

9

       

2

Произведения русской литературы   XIX века

17

20

6

   

3

Произведения русской литературы XX века

   

18

14

 

4

Произведения зарубежной литературы

     

9

 

5

Внеклассное чтение

2

2

4

2

10

 

Итого

28

22

28

25

103

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Базовый уровень
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным героям;
- высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
- пересказывать содержание произведения рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.
Минимально необходимый (сниженный) уровень
Учащиеся должны уметь:
• читать вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;
• читать «про себя» проанализированный текст;
• участвовать в выделении главной мысли произведения;
• определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;
• пересказывать текст по плану, используя опорные слова, по наводящим вопросам.
Учащиеся должны знать:
наизусть восемь стихотворений, частично прозаический отрывок
Проверка техники чтения
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): IX класс - 90-100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Список используемой литературы.


1. В.В.Воронкова «Программа специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 5-9 классы, сборник 1, ГИЦ «Владос», Москва, 2000г.
2. Учебно – методическое пособие: Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида.
3. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. – Л., 1997.
4.Лотман Ю.М. А.С.Пушкин: Биография писателя. Л., 1982.
5. Бородин С. М. , Бородина В. А. "Учим читать".
6. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.
7. Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. – М., Детгиз, 1960.
8. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.
9. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. М., 1993.
10. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки, стихи : Справочник школьника. – СПб, 2008.
11. Яковлева В.И. Слово о словарном слове. – М., 1989.
12. Зименкова Л.В. Большая книга загадок. – М., 2008.
13.Толковый словарь русского языка - С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова
14.М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М.: Худож. лит. 1989.
15. Громов М.П. Книга о Чехове. – М., 1989.
16. Воронов В. А. Юность Шолохова: Страницы биографии писателя. — Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1985.
17. Поурочные разработки по русской литературе 20 века Н.В. Егорова, И.В. Золотарёва. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Москва «ВАКО», 2003
18. Коровин, В.И. Басни Ивана Крылова: В помощь преподавателям, старшеклассникам – М.: Изд-во МГУ, 1997.
19.Золотой сон души. О русской поэзии рубежа XIX-XX вв.: Людмила Смирнова — Санкт-Петербург, Водолей, 2009 г.
Основной учебник: А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова «Чтение». Учебник для 9 класса.
Москва «Просвещение», 2006
Литература для внеклассного чтения.
А. А. Ахматова «Стихотворения»
Жюль Верн «Таинственный остров»
К. Г. Паустовский « Телеграмма»
М. М. Зощенко. Рассказы.
«Сказки народов мира»
Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Н. А. Некрасов «Мать»
А. П. Чехов. «Дом с мезонином»
М. А. Шолохов «Судьба человека»
Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова»