Адаптированная образовательная рабочая программа по СБО 5 кл. Учитель: Коровкина С.Н.
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Адаптированная образовательная рабочая программа по СБО 5 кл. Учитель: Коровкина С.Н.

Обучение - воспитательная работа

alt

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2014 г.

Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного МО РФ 10.04.2014 г. 29/2065-п.

Примерная образовательная программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по СБО составлена на основе программы специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII вида МО РФ, М., Владос, 2014 г. под редакцией В.В. Воронковой, авторы Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева Е.А.,Васенков Г.В.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

На изучение предмета отводится 34 часов; 1 час в неделю .

1 четверть - 9 часов

2 четверть - 7 часов

3 четверть - 10 часов

4 четверть - 8 часов

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела:

пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;

основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса;

требования к уровню подготовки учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5-12 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умение пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.

Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объёме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Программа СБО составлена с учётом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений.

Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объёма сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а так же перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. Широко используются наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, способствующих формированию реальных образов и представлений.

Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придётся обращаться с разными вопросами, начав самостоятельную жизнь.

Большое значение имеют разделы направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.

Основные направления коррекционной работы, основные содержательные линии.

Программа состоит из 7 разделов:

1. «Личная гигиена»;

2. «Одежда и обувь»;

3. «Питание»;

4. «Культура поведения»;

5. «Жилище»;

6. «Транспорт»;

7. «Торговля»;

Цели и задачи обучения.

Каждый урок должен иметь цель – мысленное предвосхищение его конечных результатов, то к чему должны стремиться педагог и учащиеся. В процессе подготовки к уроку учитель прежде всего должен ясно представить его цель, точно сформулировать ее в плане или в конспекте урока. Всякая единичная цель должна обладать пятью основными свойствами:

полного содержания,

контролируемостью ожидаемого результата;

временной определенностью;

реальностью (соответствием возможностям учащихся);

побудительностью (соответствием мотивам субъекта деятельности).

Достижение цели обеспечивается решением определенных поставленных именно для данного урока задач. При проведении каждого учебного занятия реализуются три основные группы взаимосвязанных задач:

Образовательные задачи, для реализации которых учителю необходимо осуществлять. Опираясь на специальные дидактические принципы, руководство познавательной деятельностью умственно отсталых детей; стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями и обеспечивать психолого-педагогическую поддержку такой деятельности. Каждый отдельный урок должен представлять собой необходимую часть в общей неразрывной цепи уроков по определенной тематике. Знания, получаемые на уроке СБО должны основываться на уже ранее усвоенных учащимися понятиях. Этим обеспечивается как лучшее усвоение новых знаний, так и закрепление пройденного материала.

Коррекционно - развивающие задачи предполагают целенаправленное развитие мышления умственно отсталого ребенка (памяти. внимания, эмоционально-волевых качеств, трудоспособности). Каждый урок должен иметь коррекционно - развивающую направленность, способствовать «запуску» компенсаторных механизмов. Для этого учителю необходимо уметь видеть индивидуальные характеристики развития ребенка, что обеспечит планирование и осуществление индивидуального подхода в коррекционной работе на всех этапах обучения.

Воспитательные задачи - целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры. Успешное решение воспитательных задач всемерно способствует реальной социально-трудовой адаптации учащихся.

Основные направления коррекционной работы:

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-развитие навыков каллиграфии;

-развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

-развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие зрительной памяти и внимания;

-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

-развитие пространственных представлений ориентации;

-развитие представлений о времени;

-развитие слухового внимания и памяти;

-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

-навыков соотносительного анализа;

-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-умения планировать деятельность;

-развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

-развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года.

5 класс

Основные требования к знаниям, умениям обучающихся (по разделам).

1. Личная гигиена.

Обучающие должны знать:

-последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

-периодичность и правила чистки ушей;

-периодичность и правила чистки зубов;

-периодичность мытья головы;

-правила освещения помещения;

-правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач;

Обучающиеся должны уметь:

-совершать утренний туалет;

-совершать вечерний туалет в определённой последовательности;

-выбирать причёску и причёсывать волосы;

2. Одежда и обувь.

Обучающие должны знать

-виды одежды и обуви;

-правила ухода за одеждой и обувью.

Обучающиеся должны уметь:

-различать одежду и обувь в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная;

-подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;

-сушить мокрую одежду;

-чистить одежду;

-подбирать крем и чистить кожаную обувь;

-чистить замшевую и текстильную обувь;

-подготавливать одежду и обувь к хранению.

3. Питание.

Обучающие должны знать:

-виды бутербродов;

-различные меню завтрака;

-санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

-правила сервировки стола к завтраку;

-правила заваривания чая;

-назначение кухонных принадлежностей и посуды;

-правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником;

-санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой.

Обучающиеся должны уметь:

-резать ножом продукты для бутербродов;

-отваривать яйца, жарить яичницу и омлет;

-нарезать варёные овощи кубиками и соломкой

-накрывать на стол с учётом конкретного меню;

-мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду;

-пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.

4. Культура поведения.

Обучающие должны знать:

-требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя;

-правила поведения при встрече и расставании;

-формы обращения с просьбой, вопросом;

-правила поведения за столом.

Обучающиеся должны уметь:

-следить за своей осанкой,

-принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

-следить за своей походкой, жестикуляцией;

-правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и

аккуратно принимать пищу;

-правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми

(знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях;

-вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;

-тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.

5. Жилище.

Обучающие должны знать:

-виды жилых помещений в городе и селе и их различие;

-почтовый адрес своего дома и школы-интерната;

Обучающиеся должны уметь:

-писать адрес на почтовых открытках, конверте;

6. Транспорт.

Обучающие должны знать:

-наиболее рациональный маршрут проезда до школы;

-варианты проезда до школы рациональными видами транспорта;

-количество времени затраченное на дорогу, пешеходный маршрут;

-правила передвижения на велосипеде.

Обучающиеся должны уметь:

-соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);

-соблюдать правила дорожного движения;

7. Торговля.

Обучающие должны знать:

-основные виды магазинов, их назначение;

-виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров;

-стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака.

Обучающиеся должны уметь:

- выбирать необходимые продукты для приготовления завтрака с учётом

конкретного меню;

-оплачивать покупку;

-соблюдать правила поведения в магазине..

Примерные критерии оценки результатов работы на уроках социально-бытовой ориентировки.

Примерные нормы оценки практической работы.

Организация труда.

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам и материалам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда.

Отметка «5»-ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, по технологии, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, по технологии, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, не соблюдалась технология, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, не соблюдалась технология, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

Учебно-тематическое планирование

по социально - бытовой ориентировке.

Класс: 5

Количество часов - 34; в неделю 1 час.

Плановые проверочные работы - 4 часа.