Рабочая программа по обж в 9 классе. Учитель: Бабкина Е.А.
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Рабочая программа по обж в 9 классе. Учитель: Бабкина Е.А.

Обучение - воспитательная работа

alt

Пояснительная записка


Программа адресована для изучения основ безопасности жизнедеятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида в 9 классе.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся данного класса, способствует их умственному развитию.
Единая концепция специального Федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ является основой структуры данной образовательной программы. Концепция (основная идея) программы: максимально приблизить предмет ОБЖ к часто возникающим жизненным бытовым чрезвычайным ситуациям встречающимся в жизни современного школьника.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость): актуальность данной программы возрастает в связи с тем, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу испытываем мы зв самых беззащитных граждан — детей. Существующие программы ОБЖ, лишь вскользь затрагивают бытовые ситуации, тогда как именно в повседневной бытовой деятельности дети с ОВЗ больше всего сталкиваются с опасными и чрезвычайными ситуациями.
Основы безопасности жизнедеятельности, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развиваю¬щими, воспитательными и практическими возможностями.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
• формирование «личности безопасного типа», знающей основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике;
• воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом и природой.
Сроки реализации данной программы 1 год (9 класс).
Преподавание основ безопасности жизнедеятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства учащихся с основами безопасной жизнедеятельности в часто возникающих бытовых ситуациях необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
В результате изучения данного предмета ОБЖ учащиеся должны знать:
• упражнения для развития в повседневной жизни силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
• гигиену труда и отдыха;
• факторы опасностей в повседневной жизни;
• меры безопасности в быту;
• порядок и правила самопомощи и первой помощи при травмах и несчастных случаях;
• факторы чрезвычайных ситуаций и способы самоспасения и спасения пострадавших при чрезвычайных ситуациях;
• способы предвидения, распознавания и избегания опасностей и защиты отних в том случае, если избежать этих опасностей не удалось.
Наряду со знаниями, учащиеся, прошедшие подготовку по данному предмету ОБЖ, должны уметь:
• применять в повседневной жизни упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;
• соблюдать гигиену труда и отдыха;
• соблюдать меры безопасности в повседневной жизни;
• оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
• предвидеть, распознавать и оценивать грозящие опасности чрезвычайных ситуаций, определять средства и способы защиты от них, сохранять хладнокровие и психологическую устойчивость при их возникновении;
• избегать опасностей криминогенного характера и защищаться в том случае, если этих опасностей избежать не удалось.

Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа по ОБЖ составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы в двух сборниках»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2012г. и допущена Министерством образования Российской Федерации и учебного плана .
Основной целью программы по ОБЖ является формирование «личности безопасного типа», знающей основы защиты человека и общества от современного комплекса опасных факторов и умеющей применять эти знания на практике.
Для достижения поставленных целей изучения ОБЖ в коррекционной школе необходимо решение следующих практических задач:
• изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование;
• ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях; изучение методов и приемов защиты;
• изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях.

На уроках особое внимание будет уделено формированию познавательного интереса, формированию положительной мотивации к предмету. Для этого активно будут использоваться занимательные материалы, подбираться интересные факты, красочные иллюстрации, видео и аудио фрагменты и т.д. Обучение будет проводиться индивидуально с применением дистанционных образовательных технологий 1 час в неделю.
Изучение предмета ОБЖ тесно связано с такими дисциплинами, как: химия, физика, информатика, география, обществознание, биология, математика, технология.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа разработана на основе специальной (коррекционной) программы под редакцией Воронковой В.В. и учебного МКСКОУ «СКОШ №7 VIII вида в соответствии с которой на изучение предмета ОБЖ в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Содержание тем учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Раздел учебного курса
Количество часов
Элементы содержания
Характеристика основных видов деятельности ученика
Формы контроля

п/п

Тема

Сроки

 

Что такое опасность

 

1

Природные, техногенные и социальные опасности.

 

2

Объяснять что такое опасность.

 

3

Различать три группы опасности.

 

4

Приводить доказательства справедливости утверждения «любая деятельность потенциально опасна».

 
 

Безопасное поведение в быту

 

5

Электричество и телевизор.

 

6

Ожоги, отравления.

 

7

Огонь — друг и враг человека.

 

8

Необитаемые места в населенном пункте.

 

9

Называть правила безопасного обращения с электрической энергией.

 

10

Объяснять, почему невыполнение правил безопасного обращения с электрической энергией может привести к неблагоприятным последствиям для вас и окружающих.

 

11

Называть правила безопасного обращения с телевизором.

 

12

Кратко рассказывать о мерах предосторожности чтобы не получить ожог во время приготовления пищи.

 

13

Называть причины возникновения пожара и меры предосторожности для исключения пожара.

 

14

Кратко рассказывать о «необитаемых островах» в населенном пункте.

 
 

Дорожно-транспортная опасность

 

15

Что такое правила дорожного движения?

 

16

Правила безопасного поведения для пешеходов и пассажиров на железнодорожном транспорте.

 

17

Правила дорожного движения для велосипедистов.

 

18

Правила безопасного поведения для пассажиров на авиационном и водном транспорте.

 

19

Называть что такое правила дорожного движения.

 

20

Объяснять как правильно переходить проезжую часть.

 

21

Называть правила поведения пешеходов.

 

22

Объяснять какие правила следует соблюдать пешеходам и пассажирам, чтобы уменьшить риск стать жертвой железнодорожного транспорта.

 

23

Называть правила дорожного движения для велосипедистов.

 

24

Кратко рассказывать о факторах, от которых зависит безопасность полетов на самолете.

 
 

Как не стать жертвой преступления

 

25

Принципы безопасного поведения

 

26

Как вести себя при встрече с преступником.

 

27

Захват заложников. Похищения.

 

28

Разбирать проблемные ситуации.

 

29

Предвидеть и распознавать опасности и по возможности избегать их.

 

30

Кратко рассказывать о мерах предосторожности: которых следует придерживаться чтобы уменьшить риск похищения.

 

31

Называть меры личной безопасности необходимые в транспортном средстве, захваченном террористами.

 
 

Природа и безопасность человека

 

32

Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья?

 

33

Простудные заболевания.

 

34

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программного содержания используются следующие средства обучения: компьютер, презентации к урокам и учебно-методический комплекс:
1. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1996. - 158 с.:
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В. В. Воронковой. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - СБ. 1. - 224 с.
3. http://www.spas-extreme.ru/ - детская безопасность. Сайт для детей и родителей о правилах детской безопасности в различных экстремальных ситуациях- советы спасателей. Исторические справки о мировых катастрофах. Коллекция сказок детской писательницы Марины Собе-Панек "Марик, Марсик и крыса Марыся". Информация о школах и клубах юных спасателей, о летних лагерях, слётах и соревнованиях и пр. Раздел «Мир животных» посвящен правилам безопасности животного мира.