Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Адаптированная образовательная рабочая программа по элементам физики в быту и на производстве в 12 классе. Учитель: Голдобина Е.С.

Обучение - воспитательная работа

alt

Пояснительная записка

Ведение физики, как учебного предмета в специальной коррекционной общеобразовательной школе VIII вида, явление столь же закономерное, как и запоздалое, ибо школа, прежде всего, должна ориентироваться на современное производство, куда должны пойти работать выпускники. Дефицит политехнических знаний, умений и навыков стал в ощутимой мере служить возможности социальной адаптации учащихся коррекционной школы, и без того сужающейся за счет перехода предприятий на новые технологии, связанные с автоматизацией, компьютеризацией, переходом на гибкие технологии с необходимостью быстрой переподготовки работающих, часто невозможной для детей с ОВЗ. Сужение рынка применения труда выпускников специальной коррекционной школы связано и с переходом предприятий на хозрасчет. Знания, элементарные умения и навыки из области физики в определенной мере должны помочь выпускникам повысить возможности применения их труда в условиях современного производства.

Кроме этого, современный быт все более насыщается техникой и знания, полученные на уроках физики, особенно практические умения и навыки, также послужат лучшей адаптации учащихся и выпускников в быту.

Физика преподается в специальной коррекционной школе VIII вида главным образом на основе наблюдений, экспериментов, практических и лабораторных работ, экскурсий с максимальным количеством средств наглядности и особенно ТСО: кино, магнитофон, проектор, ПК.

Уроки физики в специальной коррекционной школе VIII вида открывают, кроме перечисленного выше, огромные возможности для коррекционной работы, коррекции аномалии психического и физического развития, воспитания положительных черт личности, облегчающие вступление в трудовые, культурные и другие отношения внутри коллективов, куда попадают выпускники школы.

Коррекционные возможности заложены как в самом материале физики, так и методах работы учителя и учащихся над ним.

Так, за счет систематической употребляемости и совершенствования сенсомоторных механизмов обогащается чувственный опыт учащихся, усиливаются и уточняются, дифференцируются сами сенсомоторные функции. Кроме того, совершенствуется взаимодействие, взаимоконтроль зрительных, слуховых, осязательных и др. механизмов, совершенствуется мелкая моторика.

Наблюдения и опыты корригируют расплывчатость восприятий, присущую учащимся школы, этим достигается большая их четкость. Учитель должен учить выделять главные, основные, определяющие свойства в изучаемом физическом явлении, в процессе, учить видеть функциональную зависимость и взаимосвязь как внутри самого явления, так и в окружающей действительности в целом.

Физика дает большие возможности для коррекции и развития памяти учащихся. Это усиления прочности запоминания за счет повторяемости технологических циклов, увеличение её объёма, улучшение соотношения механического и осмысленного запоминания в пользу осмысленного, ибо запоминание идет за наблюдением, опытом, короче – «от рук к голове».

Большие возможности представляют уроки физики и для развития мышления. Прежде всего, это совершенствование операций сравнения, без которой невозможна какая-либо продуктивная деятельность. Это и развитие возможностей обобщение, анализа, синтеза, аналитико-синтетических процессов мышления, совершенствование индуктивных и дедуктивных способов мышления.

Эксперимент дает большие возможности для выработки у учащихся умения планировать свою деятельность, действовать последовательно, целенаправленно, под постоянным самоконтролем.

Немалые возможности дает преподавание физики и в коррекции и развитии эмоциональной сферы, в преодолении существенного перекоса в соотношении между интеллектом и аффектом. Это и воспитание усилия и волевого аффекта, это и воспитание устойчивого интереса к деятельности. Наблюдения, эксперимент способствуют улучшению концентрации, распределения внимания, адекватного отношения и правильной оценки к своей деятельности и к своим возможностям.

Экскурсии на предприятия, стройки, в лаборатории не только могут помочь учащимся сформировать правильный уровень притязаний, но и правильно сориентировать их в выборе будущей профессии.

Разумеется, реализация этих возможностей сопряжена с самым серьезным отношением педагога-дефектолога к постановке и реализации тактических и стратегических задач каждого урока и всей системы занятий в целом.

Преподавание физики немыслимо без самых широких и разнообразных межпредметных связей с уроками математики, СБО, профессионально-трудового обучения и другими.

Программа по физике построена следующим образом.

В 10 классе изучается «механика». В 11 классе изучаются «теплота» и «электричество». В 12 классе продолжается изучение материала «механика», в который включено изучение простых механизмов и даются элементарные представления из раздела физики «оптика».

Основные задачи изучения физики

- опираясь на простой наглядный эксперимент, не требующий специально оборудованного кабинета, сообщить учащимися теоретические положения, сделать выводы, чтобы применить их в повседневной жизни и тем самым расширить кругозор и жизненный опыт учащихся;

- сообщить учащимся необходимые жизненные знания и умения, которые дают возможность более свободно ориентироваться, безопасно жить в современном обществе и быту;

- дать учащимся с особыми образовательными потребностями для широкого выбора и овладения современными профессиями;

- рассказать о различных технических устройствах и их применении в быту.

Задачи изучения физики в 12 классе

- дать учащимся с особыми образовательными потребностями для широкого выбора и овладения современными профессиями;

- рассказать о различных технических устройствах и их применении в быту.

Цель изучения:

- сформировать у школьников представление о понятии силы, уменьшение ее действия и способы ее увеличения;

- изучить простые механизмы и использование их в технике и быту;

- научить учащихся более осознанно пользоваться оптическими приборами: очки, линзы, настольная лампа, зеркала.

Оборудование

Таблицы.

Портреты физиков.

Двигатель внутреннего сгорания.

Манометр.

Атмосферное давление.

Агрегатное состояние вещества.

Видеокассеты.

Тепловые явления.

Электрические явления.

Магнетизм. Часть первая.

Содержание программы

Тема I. Простые механизмы. (21 час).

Виды сил. Невесомость. Сила торможения. Парашют. Сила трения. Способы увеличения и уменьшения трения. Рычаги. Равновесие рычагов. Применение рычагов в технике. Блоки. Подвижный и неподвижный блок. Наклонная плоскость. Эскалаторы и транспортеры. Клин. Топор. Колун.

Тема II. Энергия. (5 часов).

Понятие энергии. Энергия солнца, воды, ветра. Гидроэлектростанции, тепловые электростанции. Атомная энергия.

Тема III. Оптические явления. (11 часов).

Свет. Искусственные и естественные источники света. Прямолинейное распространение света. Настольная лампа. Зеркала. Виды зеркал. Понятие о преломлении света. Призмы. Виды линз. Очки. Оптические приборы: бинокль, микроскоп, телескоп. Фотоаппарат. Ядерная реакция. Радиоактивное излучение. Развитие астрономии. «Земля и солнце».

В том числе контрольная работа – 2 часа.

Литература

Жумаев В.В., Горские Б.Б. Физика в твоей жизни: Учебник для 9-10 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М: Просвещение, 2008.

Перышкин А.В. Физика: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. 4е издание. – М: Просвещение, 2009.

Перышкин А.В. Физика: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений. 4е издание. – М: Просвещение, 2008.

Гальтерштейн Л. Здравствуй, физика. – М: Детская литература, 1973.

Горелов Л.А. занимательные опыты по физике. – М: Просвещение, 1977.

Мойе У. Стивен Занимательные опыты с бумагой. – М: Астрель, 2007.

Чеботарева А.В. Самостоятельные работы учащихся по физике. – М: Просвещение, 1985.

Бесудов М.И. Беседы по физике. – М: Просвещение, 1996.

Хрипкова А.Г. Естествознание 6: Учебник. – М: Просвещение, 1992.

Билинович Б.Ф. Световые явления вокруг нас. – М: Просвещение, 1986.