Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Рабочая программа по обж в 6 классе. Учитель:Бабкина Е.А.

Обучение - воспитательная работа

alt

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа разработана на основе типовой программы Министерства общего и профессионального образования РФ 1996г. по основам безопасности жизнедеятельности, адаптирована с учетом специфических трудностей обучаемого контингента умственно отсталых детей. Одним из приоритетных направлений является обеспечение учащихся элементарными знаниями по сохранению здоровья и защиты жизни в опасных условиях и чрезвычайных ситуациях, по оказанию само- и взаимопомощи в случае проявления опасности.
Цель программы « Основы безопасности жизнедеятельности»:--подготовка детей к самостоятельной жизни в микросоциуме с целью их адаптации. При обучении по данной программе используется методика личностно - ориентированного подхода, учитывается психофизическое развитие каждого ученика: с опорой на наглядные примеры, моделирование ситуаций, сюжетно ролевые игры.
В процессе обучения решаются следующие задачи:
 Формирование основ знаний и умений по сохранению здоровья и защиты жизни в условиях опасных и экстремальных ситуациях.
 Привитие элементарных знаний и умений распознавать, оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека.
 Действовать по инструкции при чрезвычайных происшествиях ( эвакуация при пожаре, при теракте)
По программе предусмотрено 35 часов на учебный год, по 2 часа в неделю. По курсу основ безопасности жизнедеятельности планируется провести большой объём упражнений, которые позволит учащимся добиться самостоятельности при отработке приемов и действий, а также воспитать навыки самоконтроля и самооценки.
При составлении тематического планирования учитывается неоднородность состава учащихся в классе и осуществляется дифференцированный подход с учетом развития психических функций, особенностей и возможностей детей о владения ими учебного материала, различными бытовыми и социальными навыками и возможность включения какую-либо целенаправленную деятельность.
В целях более успешного развития и усвоения знаний, умений и навыков, предусмотрено многократное повторение материала, предметно-практические уроки, игры- драматизации, праздники.
Каждый урок оснащен демонстрационными пособиями и дидактическим материалом.
Ожидаемые результаты:
Снижение детского дорожно-транспортного травматизма, бытового травматизма
Закрепление знаний, умений и навыков по безопасному поведению дома, на улицах и дорогах

Методы и формы обучения.

 Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
 Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
 Детальное расчленение материала на простейшие элементы. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а учащиеся подводятся к обобщению.
 Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
 Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.
Особенности работы:
В содержании учебного материала включены игровые методы обучения, которые точно воспроизводят реальную действительность.
 Игровая форма. Игра рассматривается не как развлечение и отдых, а как средство обучения и коррекции.
 Развитие эмоций для привлечения их внимания и интереса, повышение мотивации обучения, побуждение познавательных потребностей.
 Использование подражательности.
 Предметно – действенное обучение, организация постоянной и активной практической деятельности детей с конкретными предметами.
 Детальное разбиение материала на простейшие элементы. Обучение ведется по каждому элементу, и лишь затем они объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.
 Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
 Индивидуальная работа на уроках, каждое задание, как правило, должен выполнить каждый ребенок.
 Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка

В процессе обучения учащихся с глубокой степенью умственной отсталости решаются следующие коррекционные задачи:
o Корригирование недостатков восприятия внимания, наглядно – действенного и наглядно – образного мышления через формирование основ знаний и умений по сохранению здоровья и защите жизни в условиях опасных экстремальных ситуаций.
o 2. Развитие пространственной ориентации через осознание объективно существующих связей и зависимости между природой, обществом и человеком.
o 3. Развитие «социального иммунитета» через привитие основополагающих знаний и умений распознавать, оценивать опасные ситуации и вредные факторы обитания человека. При составлении тематического планирования учитывается состав учащихся в классе и осуществляется деффиринцированный подход с учетом развития психических функций, особенностей и возможностей детей, а так же учитывается региональный компонент, что способствует формированию необходимых навыков и умений для адаптации в окружающей действительности.
o Экскурсии, практические занятия, игровые методы обучения помогают точно воспроизводить реальную действительность.
o На уроках применяется дидактический и демонстрационный материал, используется здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного (динамические паузы, офтальмопаузы), М.Чистякова (психогимнастика, снятие агрессии).

В программу данного класса включены следующие разделы:
Окружающая среда.
Содержание учебного материала: Какие опасности могут возникнуть в повседневной жизни, по дороге в школу, домой и правилам дорожного движения, сигналы оповещения о возникновении чрезвычайных ситуациях, умение правильно действовать по сигналам и схемам эвакуации при возникновении ЧС. Сигналы «01»,«02»,«03»,«04».
• Современное жилище. Безопасность в доме.
Содержание учебного материала: Особенности жизнеобеспечения современного жилища:
Как правильно пользоваться электроприборами, газом, водой. Какие опасные ситуации могут возникнуть дома, как их избежать и как действовать при возникновении чрезвычайной ситуации в доме (пожар, утечка воды, газа, неисправность электроприбора).
Правила безопасности в лифте, на лестнице.
• Личная безопасность дома.
Содержание учебного материала: Возможные опасности при проникновении в жилище незнакомых людей ( ограбление квартиры). Правила безопасного поведения при возникновении угрозы личной безопасности в квартире, на улице, около дома, в лифте, в подъезде.
Личная безопасность на улице.
Содержание учебного материала: Улица- место повышенной личной опасности. Правила поведения на улице в различных ситуациях: потерял родителей или класс во время экскурсии, игры на улице, во дворе, знакомстве с незнакомыми людьми.
• Пожарная безопасность.
Содержание учебного материала: Причины возникновения пожара (в помещении, транспорте, на природе). Чем он опасен, меры предупреждения возникновения пожара, правила поведения при пожаре.
• Безопасность в общественном транспорте.
Содержание учебного материала: Виды общественного транспорта. Правила безопасности на остановках общественного транспорта, в автобусе, в трамвае, в маршрутках. Поведение в общественном транспорте при возникновении ЧС.
• Движение переходов по улицам и дорогам.
Содержание учебного материала: Движение пешеходов по тротуарам и обочине дороги. Переход улицы по наземному переходу. Сигналы светофора.
• Природа
Содержание учебного материала: Экстремальная ситуация для человека в природной среде (жара, холод, жажда, отравление). Меры предосторожности в обращении с дарами природы. Безопасное поведение в лесу.

• Водоемы.
Содержание учебного материала: Наше озеро , река. Меры безопасности при купании в водоемах. Основные подручные спасательные средства.
В каждом разделе программы для глубоко умственно отсталых учащихся на доступном уровне дается элементарное знание:
3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
6 класс
Учащиеся должны знать:
 Правила поведения на дороге;
 Сигналы, оповещающие о возникновении чрезвычайной ситуации;
 Маршрут эвакуации из школы при возникновении ЧС.
 Правила пользования предметами домашнего обихода, меры, предохранения при неправильном пользовании ими.
 Основные правила поведения при звонке в квартиру незнакомого человека.
 Правила безопасного поведения на улице.
 Правила обращения с электроприборами, спичками, газовой зажигалкой.
 Правила безопасного пользования общественным транспортом.
 Правила перехода улиц и дорог.
 Значение сигналов светофора.
 Правила безопасности в лесу.
 Признаки отравления организма и способы оказания первой медицинской помощи..
 Меры безопасности при купании в водоемах
Учащиеся должны уметь:
 Узнавать сигналы, оповещающие о возникновении ЧС,
 Быстро и спокойно действовать при эвакуации из учреждения.
 Какие предметы домашнего обихода могут оказаться опасными при неправильном обращении с ними .
 Вызывать милицию , по телефону.
 Выполнять правила безопасного поведения на улице.
 Вызывать пожарную команду по телефону.
 Правила безопасного пользования общественным транспортом.
 Правильно переходить улицу по наземному переходу.
 Подбирать соответствующую одежду и обувь на холодную погоду.
 Уметь пользоваться подручными спасательными средствами.