Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Рабочая программа по математике. Учитель: Жидкова С.М.

Обучение - воспитательная работа

alt

 

Пояснительная записка.

Адаптированная образовательная программа по предмету «Математика» в 3 классе составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2013 , и следующих нормативно - правовых документов:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Учебногопланаобразовательногоучреждения.
  3. Концепции специальных     федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009;
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

    Математика является одним из важных общеобразовательных предметов, так как готовит учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.

     Целью уроков математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида является:

             - расширение у учащихся жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

     Основные задачи уроков:

1.Формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельно

2.Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.

3.Повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие    познавательной деятельности.

4.Развитие математической речи учащихся.

5.Формирование умений планировать свою деятельность,    осуществлять контроль и самоконтроль.

6.Формирование устойчивого интереса к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся.

7.Воспитание трудолюбия, терпеливости, настойчивости,           любознательности.

Процесс обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит не только коррекционную, но и практическую направленность. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении предметно – практических действий, являются значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. В процессе выполнения практических действий с предметами учащиеся учатся использовать математические знания в нестандартных ситуациях.

Такие действия с предметами как объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части подготавливают учащихся к усвоению абстрактных математических понятий.

     Программа по математике построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала, которое сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. Большее количество часов выделено в программе на повторение пройденного материала в предыдущем классе. При отборе математического материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта, поэтому программа предусматривает использование дифференцированного подхода в обучении. В программеучтены принципы научности и доступности изложения материала.            

       В образовании детей с ОВЗ особое значение придается развитию их жизненных компетенций. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми учащимся в обыденной жизни. На уроках математики идет формирование тех ключевых жизненных компетенций, которые являются основой существования личности в обществе (учебно – познавательной, социально – трудовой, коммуникативной, общекультурной, информационной).

       При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических, здоровьесберегающих,информационно – коммуникационных и игровых технологий.

           2. Общая характеристика учебного предмета.

         Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется учебникдля 3 класса специальных (коррекционных) образовательных   учреждений VIII вида «Математика» 3класс, В.В. Эк, М.: Просвещение, 2013 г.

       Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика как учебный предмет играет существенную роль в образовании и воспитании младших школьников. С её помощью ребёнок учится решать жизненно важные проблемы, познавать окружающий мир. На каждом уроке математики осуществляется формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в старших классах. С этой целью каждый урок математики включает важный этап – повторение. Особое внимание уделяется повторению состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20, знанию учащимися таблиц умножения и деления.

       Неотъемлемой частью каждого урока математики является устный счёт.

Учащиеся решают устно не только примеры, но и лёгкие арифметические задачи. Упражнения для устного счёта подбираются разнообразные по содержанию и с последовательным возрастанием трудности. В процессе устного счёта ведется опора на зрительный и слуховой анализаторы учащихся. Каждое задание подкрепляется записями на доске, таблицами, наглядностью.

         Арифметические действия сложения и вычитания изучаются с первого класса, а в 3 классе вводятся действия умножения и деления. Учащиеся знакомятся с приёмами устных и письменных вычислений, у них формируется умение повторять рассуждение учителя при выполнении письменных вычислений. В процессе обучения математике в 3 классе учащиеся знакомятся с нумерацией чисел в пределах 100.Они усваивают смысл арифметических действий умножения и деления, таблицу умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство умножения, связь таблиц умножения и деления;  порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия.

         Параллельно с изучением чисел идёт ознакомление с величинами и их единицами измерения. В 3 классе продолжается знакомство с единицами (мерами) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношениями изученных мер. При изучении нумерации в пределах 100 вводятся единицы

1 рубль, 1 метр и их соотношение: 1р.= 100к.; 1м.=100см. Учащиеся учатся записывать числа, полученные при измерении двумя мерами. В 3 классе продолжается изучение мер времени и вводятся единицы измерения: минута,

месяц, год и их соотношение. Учащиеся определяют время по часам с точностью до 5 минут.

       Решение математических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. В каждом классе решаются простые задачи, а начиная со второго класса – сложные, которые составляются из хорошо знакомых учащимся простых задач. При составлении и решении задач привлекаются материалы из области практических работ учащихся, из окружающей действительности.

       Геометрический материал изучается на уроках математики и включается в каждый урок. Он обязательно связывается с арифметическим материалом. Учащиеся распознают простейшие геометрические фигуры, знакомятся со свойствами геометрических фигур, овладевают элементарными графическими умениями, учатся пользоваться измерительными и чертёжными инструментами. Они приобретают практические умения в решении задач измерительного характера: находят длину отрезка.

3. Место учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 161 час в год (5ч. в неделю).

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины. Однако необходимо помнить и о ценностях: человека, труда и творчества, свободы.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

   Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.). Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы). Владение математическим языком позволяет ученику строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения.

5.Результаты освоения академического компонента и жизненных компетенций.

Академический компонент.

Учащиеся должны научиться:

- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до20;

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;

осуществлять приемы устных и письменных вычислений чисел в пределах 20 без перехода через разряд и с переходом через разряд;

- называть место единиц и десятков в двузначном числе;

- называть компоненты и результаты сложения и вычитания;

- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

- считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;

- откладывать на счетах любые числа в пределах 100;

- осуществлять приемы устных и письменных вычислений чисел в пределах 100 без перехода через разряд;

- использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;

- понимать смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию),

- различать два вида деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;

- заучивать таблицы умножения и деления чисел в пределах 20,

- решать примеры на основе знания переместительного свойства умножения;

- устанавливать связь таблиц умножения и деления;

- следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;

- находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);

- запоминать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и знать соотношения изученных мер;      

- различать числа, полученные при счете и измерении;

- записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см,

- пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;

- определять время по часам одним способом;

- определять порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, используя календарь;

- решать простые задачи, раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления, и содержащие понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…»;

- решать задачи в два действия (исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или деление);

- решать задачи на вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью;

- измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины; больше (меньше) данного;

- находить точку пересечения линий;

- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;

- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: четырёхугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;

- называть стороны, углы, вершины многоугольника.

- определять виды углов и строить их с помощью чертёжного угольника.

Жизненные компетенции.

Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников.  Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках математики позволяет учащимся получать следующие умения:

- владеть прочными вычислительными навыками;

- осваивать начальные представления об особенностях математических знаний, истории их развития;

- использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов;

- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

- понимать практическую значимость математических знаний для собственной жизни;

- ставить цель и организовывать её достижение;

- применять известные способы действия с числами в новой ситуации;

- осуществлять простейшее планирование своей деятельности;

- выбирать необходимые приборы для измерения, работать с инструментами;

- владеть измерительными навыками;

- использовать меры измерения в различных видах деятельности;

- разумно пользоваться карманными деньгами;

- определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями;

- осуществлять операции анализа, классификации, обобщения и устанавливать причинно – следственные связи;

- использовать математические знания для творчества;

- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;

- участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной математической речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради, понимать прочитанное;

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;

- адекватно оценивать собственные мысли и действия и поведение других людей;

- взять на себя ответственность;

- работать самостоятельно;

6.Содержание учебного предмета.

         Повторение. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.

       Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания).

       Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.

       Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.

       Таблица умножения числа 2.

       Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.

       Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.

       Соотношение: 1 р. = 100 к.

     Скобки. Действия I и II ступени.

       Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.

       Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).

       Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).

       Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).

       Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

       Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.

       Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.

       Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.

      Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.

     Многоугольник. Вершины, углы, стороны.

Академический компонент.

- Совершенствовать умения последовательно называть числа от 1 до20.

- Развивать умения читать, записывать числа в пределах 20.

- Учить сравнивать числа в пределах 20.

- Формировать у учащихся приемы устных и письменных вычислений чисел в пределах 20 без перехода через разряд и с переходом через разряд.

- Формировать знания десятичного состава двузначных чисел.

- Развивать умение называть компоненты и результаты сложения и вычитания.

- Формировать умения правильно называть числа от 1 до 100 и знать их последовательность.

- Формировать умения читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100.

- Учить считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100.

- Формировать умения откладывать на счетах любые числа в пределах 100.

- Формировать приемы устных и письменных вычислений чисел в пределах 100 без перехода через разряд.

- Формировать знания учащихся таблиц умножения и деления чисел в пределах 20.

- Формировать знания учащимися таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;

- Формировать знания смысла арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию).

- Формировать умения различать два вида деления на уровне практических действий, знания способа чтения и записи каждого вида деления.

- Формировать знания переместительного свойства умножения при решении примеров.

- Формировать умение устанавливать связь таблиц умножения и деления.

- Формировать умение следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них.

-Умение находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок).

- Формировать умения запоминать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и знать соотношения изученных мер.      

- Формировать умения различать числа, полученные при счете и измерении.

- Формировать навыки записи чисел, полученных при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см.

- Развивать умения пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями для определения порядка месяцев в году, номера месяцев от начала года.

- Формировать умения определять время по часам одним способом.

- Формировать умения и навыки решения простых задач, раскрывающих смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления, и содержащие понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…».

-Формировать умения решать задачи в два действия (исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или деление).

- Формировать умения решать задачи на вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

- Формировать умение измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины; больше (меньше) данного.

- Формировать умение находить точку пересечения линий.

- Формировать умение чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

- Развивать умения узнавать и называть плоские геометрические фигуры: четырёхугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты.

- Формировать умения в назывании сторон, углов, вершин многоугольника.

- Формировать навыки определения видов углов и умений строить их с помощью чертёжного угольника.

Жизненные компетенции.

- Формировать умение владеть прочными вычислительными навыками.

- Формировать начальные представления об особенностях математических знаний, истории их развития.

- Формировать умение использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов.

- Формировать умение устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира.

- Формировать умение понимать практическую значимость математических знаний для собственной жизни.

- Формировать умение ставить цель и организовывать её достижение.

- Формировать умениеприменять известные способы действия с числами в новой ситуации.

- Формировать умение разумно пользоваться карманными деньгами.

- Формировать умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности.

- Формировать умение выбирать необходимые приборы для измерения, работать с инструментами.

- Формировать умение владеть измерительными навыками в различных видах деятельности.

- Формировать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями.

- Развивать умение осуществлять операции анализа, классификации, обобщения и устанавливать причинно – следственные связи.

- Формировать умение использовать математические знания для творчества.

- Формировать умение ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).

- Учить отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях.

- Формировать умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

- Формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной математической речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Формировать умение читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради, понимать прочитанное.

- Формировать потребность в сотрудничестве, осмыслении и соблюдении правил взаимодействия при работе в группах и парах.

- Развивать умениеадекватно оценивать собственные мысли и действия и поведение других людей.

- Формировать умение брать на себя ответственность.

-Формировать умение работать самостоятельно.

7. Тематическое планирование (Приложение).

8. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Математика».

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2013.

2. Учебник: В.В. Эк, Математика 3класс, М.: Просвещение, 2013 г.

У учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида чрезвычайно слабо развиты способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями. Они не могут формально схватывать структуру задачи, быстро и широко обобщать математические объекты, мыслить свернутыми структурами. У учащихся с умственной отсталостью нет способности к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, слабая математическая память. Поэтому каждый урок математики оснащается необходимой наглядностью, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Раздаточный материал позволяет сформировать у детей способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами.

Наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители); изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций(компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.).

В ходе изучения курса «Математика» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания, включая моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости и времени), наблюдение, измерение. Для этого образовательный процесс оснащается необходимыми измерительными приборами: весами, часами и их моделями, сантиметровыми линейками и т.д.

9. Содержание мониторинга динамики развития учащихся.    

         Система специального обучения детей в специальной (коррекционной) школе 8 вида не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Для этой категории детей она ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной жизни. Приоритетом образования детей с ОВЗ является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения.

        Однако педагоги школы разрабатывают критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся с различной степенью умственной отсталости. Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ. Итоговые контрольные работы анализируются, данные результаты заносятся в таблицу, разработанную педагогическим коллективом, и методическими объединениями школы-интерната. В таблицах отражается динамика учащихся по следующим критериям: правильность выполнения, характер допущенных ошибок (при решении задачи, при решении примеров), уровень качества обучения, уровень обученности, средний балл.

                                  Оценка устных ответов.

«5» - ученик дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; умеет производить и объяснить устные и письменные вычисления; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.

«4» - ученик при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношении друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты ученик исправляет легко пир незначительной помощи учителя.

«3» - ученик при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий, понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя, узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве с значительной помощью учителя или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью учителя, правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.

                 Оценка письменных работ.

Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.

По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.

В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1 — 3 простые задачи или 2 составные, примеры в одно и несколько арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.

Грубые ошибки:

  • неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил;
  • неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение нужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных);
  • неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.

Негрубые ошибки:

  • ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена) знаков арифметических действий;
  • нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи;
  • правильности расположения записей, чертежей;
  • небольшая неточность в измерении и черчении.

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключения составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках
математики (названия компонентов и результатов действий, величины и т. д.)

Оценка письменной работы, содержащей только примеры.

  • «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
  • «4» - допущены 1 — 2 вычислительные ошибки;
  • «3» - допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;
  • «2» - допущены 5 и более вычислительных ошибок.

Оценка письменной работы, содержащей только задачи.

  • «5» - все задачи решены и нет исправлений;
  • «4» - нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
  • «3» - хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;
  • «2» - допущена ошибка в ходе решения 2 задач или допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.

                             Оценка комбинированных работ

(1 задача, примеры и задание другого вида).

  • «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
  • «4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
  • «3» -допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;
  • «2» -допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.

Оценка комбинированных работ

         (2задачи и примеры).

  • «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
  • «4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
  • «3» - допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3- 4 вычислительные ошибки;
  • «2» - допущены ошибки в ходе решения 2 задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или допущено в решении примеров и задач более 6 вычислительных ошибок.

                                 Оценка математических диктантов.

  • «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
  • «4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа;
  • «3» - не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа;
  • «2» - не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.

Учебно-тематический план на 2015-2016 учебный год

 

Пояснительная записка.

 

Адаптированная образовательная программа по предмету «Математика» в 3 классе составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2013 , и следующих нормативно - правовых документов:

 

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Учебногопланаобразовательногоучреждения.
  3. Концепции специальных     федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009;
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

 

    Математика является одним из важных общеобразовательных предметов, так как готовит учащихся с нарушениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками.

 

     Целью уроков математики в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида является:

 

             - расширение у учащихся жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.

 

     Основные задачи уроков:

 

1.Формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельно

 

2.Формирование представления о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса.

 

3.Повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие    познавательной деятельности.

 

4.Развитие математической речи учащихся.

 

5.Формирование умений планировать свою деятельность,    осуществлять контроль и самоконтроль.

 

6.Формирование устойчивого интереса к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся.

 

7.Воспитание трудолюбия, терпеливости, настойчивости,           любознательности.

 

Процесс обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит не только коррекционную, но и практическую направленность. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении предметно – практических действий, являются значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. В процессе выполнения практических действий с предметами учащиеся учатся использовать математические знания в нестандартных ситуациях.

 

Такие действия с предметами как объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части подготавливают учащихся к усвоению абстрактных математических понятий.

 

     Программа по математике построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала, которое сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. Большее количество часов выделено в программе на повторение пройденного материала в предыдущем классе. При отборе математического материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта, поэтому программа предусматривает использование дифференцированного подхода в обучении. В программеучтены принципы научности и доступности изложения материала.            

 

       В образовании детей с ОВЗ особое значение придается развитию их жизненных компетенций. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми учащимся в обыденной жизни. На уроках математики идет формирование тех ключевых жизненных компетенций, которые являются основой существования личности в обществе (учебно – познавательной, социально – трудовой, коммуникативной, общекультурной, информационной).

 

       При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических, здоровьесберегающих,информационно – коммуникационных и игровых технологий.

 

           2. Общая характеристика учебного предмета.

 

         Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется учебникдля 3 класса специальных (коррекционных) образовательных   учреждений VIII вида «Математика» 3класс, В.В. Эк, М.: Просвещение, 2013 г.

 

       Изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика как учебный предмет играет существенную роль в образовании и воспитании младших школьников. С её помощью ребёнок учится решать жизненно важные проблемы, познавать окружающий мир. На каждом уроке математики осуществляется формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в старших классах. С этой целью каждый урок математики включает важный этап – повторение. Особое внимание уделяется повторению состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания однозначных чисел в пределах 20, знанию учащимися таблиц умножения и деления.

 

       Неотъемлемой частью каждого урока математики является устный счёт.

 

Учащиеся решают устно не только примеры, но и лёгкие арифметические задачи. Упражнения для устного счёта подбираются разнообразные по содержанию и с последовательным возрастанием трудности. В процессе устного счёта ведется опора на зрительный и слуховой анализаторы учащихся. Каждое задание подкрепляется записями на доске, таблицами, наглядностью.

 

         Арифметические действия сложения и вычитания изучаются с первого класса, а в 3 классе вводятся действия умножения и деления. Учащиеся знакомятся с приёмами устных и письменных вычислений, у них формируется умение повторять рассуждение учителя при выполнении письменных вычислений. В процессе обучения математике в 3 классе учащиеся знакомятся с нумерацией чисел в пределах 100.Они усваивают смысл арифметических действий умножения и деления, таблицу умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство умножения, связь таблиц умножения и деления;  порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия.

 

         Параллельно с изучением чисел идёт ознакомление с величинами и их единицами измерения. В 3 классе продолжается знакомство с единицами (мерами) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношениями изученных мер. При изучении нумерации в пределах 100 вводятся единицы

 

1 рубль, 1 метр и их соотношение: 1р.= 100к.; 1м.=100см. Учащиеся учатся записывать числа, полученные при измерении двумя мерами. В 3 классе продолжается изучение мер времени и вводятся единицы измерения: минута,

 

месяц, год и их соотношение. Учащиеся определяют время по часам с точностью до 5 минут.

 

       Решение математических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. В каждом классе решаются простые задачи, а начиная со второго класса – сложные, которые составляются из хорошо знакомых учащимся простых задач. При составлении и решении задач привлекаются материалы из области практических работ учащихся, из окружающей действительности.

 

       Геометрический материал изучается на уроках математики и включается в каждый урок. Он обязательно связывается с арифметическим материалом. Учащиеся распознают простейшие геометрические фигуры, знакомятся со свойствами геометрических фигур, овладевают элементарными графическими умениями, учатся пользоваться измерительными и чертёжными инструментами. Они приобретают практические умения в решении задач измерительного характера: находят длину отрезка.

 

3. Место учебного предмета в учебном плане.

 

Программа рассчитана на 161 час в год (5ч. в неделю).

 

4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

 

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины. Однако необходимо помнить и о ценностях: человека, труда и творчества, свободы.

 

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

 

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

 

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

 

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

 

   Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.). Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы). Владение математическим языком позволяет ученику строить логические цепочки рассуждений, опровергать или подтверждать истинность предположения.

 

5.Результаты освоения академического компонента и жизненных компетенций.

 

Академический компонент.

 

Учащиеся должны научиться:

 

- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до20;

 

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;

 

осуществлять приемы устных и письменных вычислений чисел в пределах 20 без перехода через разряд и с переходом через разряд;

 

- называть место единиц и десятков в двузначном числе;

 

- называть компоненты и результаты сложения и вычитания;

 

- использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;

 

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

 

- считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;

 

- откладывать на счетах любые числа в пределах 100;

 

- осуществлять приемы устных и письменных вычислений чисел в пределах 100 без перехода через разряд;

 

- использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;

 

- понимать смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию),

 

- различать два вида деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;

 

- заучивать таблицы умножения и деления чисел в пределах 20,

 

- решать примеры на основе знания переместительного свойства умножения;

 

- устанавливать связь таблиц умножения и деления;

 

- следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;

 

- находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок);

 

- запоминать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и знать соотношения изученных мер;      

 

- различать числа, полученные при счете и измерении;

 

- записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см,

 

- пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;

 

- определять время по часам одним способом;

 

- определять порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года, используя календарь;

 

- решать простые задачи, раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления, и содержащие понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…»;

 

- решать задачи в два действия (исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или деление);

 

- решать задачи на вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью;

 

- измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины; больше (меньше) данного;

 

- находить точку пересечения линий;

 

- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг;

 

- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: четырёхугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;

 

- называть стороны, углы, вершины многоугольника.

 

- определять виды углов и строить их с помощью чертёжного угольника.

 

Жизненные компетенции.

 

Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников.  Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках математики позволяет учащимся получать следующие умения:

 

- владеть прочными вычислительными навыками;

 

- осваивать начальные представления об особенностях математических знаний, истории их развития;

 

- использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов;

 

- устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

 

- понимать практическую значимость математических знаний для собственной жизни;

 

- ставить цель и организовывать её достижение;

 

- применять известные способы действия с числами в новой ситуации;

 

- осуществлять простейшее планирование своей деятельности;

 

- выбирать необходимые приборы для измерения, работать с инструментами;

 

- владеть измерительными навыками;

 

- использовать меры измерения в различных видах деятельности;

 

- разумно пользоваться карманными деньгами;

 

- определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями;

 

- осуществлять операции анализа, классификации, обобщения и устанавливать причинно – следственные связи;

 

- использовать математические знания для творчества;

 

- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

 

- отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;

 

- участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

 

- оформлять свои мысли в устной и письменной математической речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

 

- читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради, понимать прочитанное;

 

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;

 

- адекватно оценивать собственные мысли и действия и поведение других людей;

 

- взять на себя ответственность;

 

- работать самостоятельно;

 

6.Содержание учебного предмета.

 

         Повторение. Нумерация чисел в пределах 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

 

Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.

 

       Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 7; 60 + 17; 61 + 7; 61 + 27; 61 + 9; 61 + 29; 92 + 8; 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания).

 

       Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.

 

       Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (×). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.

 

       Таблица умножения числа 2.

 

       Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на 2. Название компонентов и результата деления в речи учителя.

 

       Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.

 

       Соотношение: 1 р. = 100 к.

 

     Скобки. Действия I и II ступени.

 

       Единица (мера) длины — метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см.

 

       Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами (рубли с копейками, метры с сантиметрами).

 

       Единицы (меры) времени — минута, месяц, год. Обозначение: 1 мин, 1 мес, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 или 31 сут., 1 год = 12 мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10 ч 25 мин и без 15 мин 11 ч).

 

       Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).

 

       Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

 

       Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.

 

       Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.

 

       Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля.

 

      Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.

 

     Многоугольник. Вершины, углы, стороны.

 

Академический компонент.

 

- Совершенствовать умения последовательно называть числа от 1 до20.

 

- Развивать умения читать, записывать числа в пределах 20.

 

- Учить сравнивать числа в пределах 20.

 

- Формировать у учащихся приемы устных и письменных вычислений чисел в пределах 20 без перехода через разряд и с переходом через разряд.

 

- Формировать знания десятичного состава двузначных чисел.

 

- Развивать умение называть компоненты и результаты сложения и вычитания.

 

- Формировать умения правильно называть числа от 1 до 100 и знать их последовательность.

 

- Формировать умения читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100.

 

- Учить считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100.

 

- Формировать умения откладывать на счетах любые числа в пределах 100.

 

- Формировать приемы устных и письменных вычислений чисел в пределах 100 без перехода через разряд.

 

- Формировать знания учащихся таблиц умножения и деления чисел в пределах 20.

 

- Формировать знания учащимися таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;

 

- Формировать знания смысла арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию).

 

- Формировать умения различать два вида деления на уровне практических действий, знания способа чтения и записи каждого вида деления.

 

- Формировать знания переместительного свойства умножения при решении примеров.

 

- Формировать умение устанавливать связь таблиц умножения и деления.

 

- Формировать умение следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них.

 

-Умение находить значения выражений, содержащих 2–3 действия (со скобками и без скобок).

 

- Формировать умения запоминать единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени и знать соотношения изученных мер.      

 

- Формировать умения различать числа, полученные при счете и измерении.

 

- Формировать навыки записи чисел, полученных при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см.

 

- Развивать умения пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями для определения порядка месяцев в году, номера месяцев от начала года.

 

- Формировать умения определять время по часам одним способом.

 

- Формировать умения и навыки решения простых задач, раскрывающих смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления, и содержащие понятия «увеличить в (на)…», «уменьшить в (на)…».

 

-Формировать умения решать задачи в два действия (исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых — умножение или деление).

 

- Формировать умения решать задачи на вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

 

- Формировать умение измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины; больше (меньше) данного.

 

- Формировать умение находить точку пересечения линий.

 

- Формировать умение чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.

 

- Развивать умения узнавать и называть плоские геометрические фигуры: четырёхугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты.

 

- Формировать умения в назывании сторон, углов, вершин многоугольника.

 

- Формировать навыки определения видов углов и умений строить их с помощью чертёжного угольника.

 

Жизненные компетенции.

 

- Формировать умение владеть прочными вычислительными навыками.

 

- Формировать начальные представления об особенностях математических знаний, истории их развития.

 

- Формировать умение использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов.

 

- Формировать умение устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира.

 

- Формировать умение понимать практическую значимость математических знаний для собственной жизни.

 

- Формировать умение ставить цель и организовывать её достижение.

 

- Формировать умениеприменять известные способы действия с числами в новой ситуации.

 

- Формировать умение разумно пользоваться карманными деньгами.

 

- Формировать умение осуществлять простейшее планирование своей деятельности.

 

- Формировать умение выбирать необходимые приборы для измерения, работать с инструментами.

 

- Формировать умение владеть измерительными навыками в различных видах деятельности.

 

- Формировать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями.

 

- Развивать умение осуществлять операции анализа, классификации, обобщения и устанавливать причинно – следственные связи.

 

- Формировать умение использовать математические знания для творчества.

 

- Формировать умение ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях).

 

- Учить отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях.

 

- Формировать умение участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

 

- Формировать умение оформлять свои мысли в устной и письменной математической речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 

- Формировать умение читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради, понимать прочитанное.

 

- Формировать потребность в сотрудничестве, осмыслении и соблюдении правил взаимодействия при работе в группах и парах.

 

- Развивать умениеадекватно оценивать собственные мысли и действия и поведение других людей.

 

- Формировать умение брать на себя ответственность.

 

-Формировать умение работать самостоятельно.

 

7. Тематическое планирование (Приложение).

 

8. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Математика».

 

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2013.

 

2. Учебник: В.В. Эк, Математика 3класс, М.: Просвещение, 2013 г.

 

У учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида чрезвычайно слабо развиты способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями. Они не могут формально схватывать структуру задачи, быстро и широко обобщать математические объекты, мыслить свернутыми структурами. У учащихся с умственной отсталостью нет способности к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, слабая математическая память. Поэтому каждый урок математики оснащается необходимой наглядностью, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

 

Раздаточный материал позволяет сформировать у детей способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами.

 

Наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями. В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия: натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители); изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

 

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций(компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.).

 

В ходе изучения курса «Математика» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания, включая моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и математических объектов (по длине, массе, вместимости и времени), наблюдение, измерение. Для этого образовательный процесс оснащается необходимыми измерительными приборами: весами, часами и их моделями, сантиметровыми линейками и т.д.

 

9. Содержание мониторинга динамики развития учащихся.    

 

         Система специального обучения детей в специальной (коррекционной) школе 8 вида не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Для этой категории детей она ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной жизни. Приоритетом образования детей с ОВЗ является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения.

 

        Однако педагоги школы разрабатывают критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся с различной степенью умственной отсталости. Знания и умения учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ. Итоговые контрольные работы анализируются, данные результаты заносятся в таблицу, разработанную педагогическим коллективом, и методическими объединениями школы-интерната. В таблицах отражается динамика учащихся по следующим критериям: правильность выполнения, характер допущенных ошибок (при решении задачи, при решении примеров), уровень качества обучения, уровень обученности, средний балл.

 

                                  Оценка устных ответов.

 

«5» - ученик дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; умеет производить и объяснить устные и письменные вычисления; правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.

 

«4» - ученик при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношении друг к другу; выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты ученик исправляет легко пир незначительной помощи учителя.

 

«3» - ученик при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий, понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя, узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве с значительной помощью учителя или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах с помощью учителя, правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации приемов ее выполнения.

 

                 Оценка письменных работ.

 

Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития.

 

По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, - это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала.

 

В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1 — 3 простые задачи или 2 составные, примеры в одно и несколько арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания.

 

Грубые ошибки:

 

  • неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил;
  • неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение нужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных);
  • неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур.

 

Негрубые ошибки:

 

  • ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена) знаков арифметических действий;
  • нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи;
  • правильности расположения записей, чертежей;
  • небольшая неточность в измерении и черчении.

 

Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключения составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках
математики (названия компонентов и результатов действий, величины и т. д.)

 

Оценка письменной работы, содержащей только примеры.

 

  • «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
  • «4» - допущены 1 — 2 вычислительные ошибки;
  • «3» - допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;
  • «2» - допущены 5 и более вычислительных ошибок.

 

Оценка письменной работы, содержащей только задачи.

 

  • «5» - все задачи решены и нет исправлений;
  • «4» - нет ошибок в ходе решения задачи, но допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
  • «3» - хотя бы одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;
  • «2» - допущена ошибка в ходе решения 2 задач или допущена 1 ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительные ошибки.

 

                             Оценка комбинированных работ

 

(1 задача, примеры и задание другого вида).

 

  • «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
  • «4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
  • «3» -допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3 — 4 вычислительные ошибки;
  • «2» -допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.

 

Оценка комбинированных работ

 

         (2задачи и примеры).

 

  • «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
  • «4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки;
  • «3» - допущены ошибки в ходе решения одной из задач или допущены 3- 4 вычислительные ошибки;
  • «2» - допущены ошибки в ходе решения 2 задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки или допущено в решении примеров и задач более 6 вычислительных ошибок.

 

                                 Оценка математических диктантов.

 

  • «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;
  • «4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа;
  • «3» - не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа;
  • «2» - не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа.

 

 

Учебно-тематический план на 2015-2016 учебный год

 

 

№п/п

Содержание материала

Кол-во

часов

1

Повторение (нумерация)

6

2

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд. (Повторение).

12

3

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд. (Повторение)

19

4

Умножение и деление.

19

5

Сотня. Нумерация.

20

6

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток.

31

7

Числа, полученные при счёте и при измерении

18

8

Деление на равные части и деление по содержанию.

23

9

Повторение за год

13