Рабочая программа по чтению и развитию речи. Учитель:Жидкова С.М.
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Рабочая программа по чтению и развитию речи. Учитель:Жидкова С.М.

Обучение - воспитательная работа

alt

Пояснительная записка.


Адаптированная образовательная программа по предмету «Чтение и развитие речи» в 3 классе составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2013 , и следующих нормативно - правовых документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Учебного плана образовательного учреждения.
3. Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009;
4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Основы грамотности закладываются в начальных классах. Эффективность дальнейшего обучения учащихся всем другим предметам школьного курса напрямую зависит от того, как сформированы у них навыки чтения. Поэтому чтение и развитие речи – один из основных предметов в системе подготовки младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Целью уроков чтения и развития речи в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида является:
- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя и осмысленно воспринимать прочитанное.

Основные задачи уроков:
1.Формирование навыков правильного, выразительного, осознанного чтения и приёмов понимания и анализа текста.
2. Развитие умений правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме.
3. Развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать
доступные пониманию учащихся произведения детской
литературы.
4.Развитие познавательной деятельности учащихся и коррекция речевого развития.
5. Введение детей через чтение в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей.
Уроки чтения и развития речи носят практическую направленность, которая предполагает формирование умений пользоваться устной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач. Особое внимание обращено на исправление имеющихся у учащихся специфических речевых нарушений.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается развитию их жизненных компетенций. Уроки чтения и развития речи позволяют формировать у учащихся ценностно – смысловые, общекультурные, учебно – познавательные, информационные, коммуникативные, социально - трудовые компетенции. Приоритетными компетенциями являются коммуникативная, ценностно – смысловая, общекультурная и учебно – познавательная компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми учащимся в обыденной жизни. Формируемые жизненные компетенции обеспечивают развитие отношений с окружением в настоящем.
Программа построена с учетом принципов научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса. Она ориентирована на обязательный учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, так как в коррекционной школе они представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы учащихся с ограниченными возможностями здоровья. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение педагогических здоровьесберегающих, информационно – коммуникационных и игровых технологий.

2. Общая характеристика учебного предмета
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Книга для чтения». Авторы - составители: С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева - Лунева. Санкт – Петербург: филиал издательства «Просвещение», 2014.
В начальных классах проводится объяснительное чтение, представленное через систему заданий, в процессе которых у учащихся развивается техника чтения, умения анализировать произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа обеспечивается за счёт группировки материала. За основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, который позволяет опираться на жизненный опыт учащихся.
Для чтения в 3 классе подбираются произведения устного народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Это произведения о картинах родной природы, о настоящем и прошлом нашей Родины, рассказы о жизни, труде наших современников, о делах школьников. В процессе обучения у учащихся совершенствуется техника чтения, постепенно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного. Ведется систематическая работа по обучению чтению про себя, формируется орфоэпическое выразительное чтение с переходом на чтение целыми словами, последовательно увеличивая объем читаемого текста.
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. Проводится работа по развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения. С этой целью в 3 классе в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Уроки предусматривают организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения. Внеклассное чтение ставит задачу формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу. Учащиеся знакомятся с произведениями В.Бианки, А. Баркова, В. Катаева, М. Коршунова, К. Паустовского, М. Пришвина, Л.Толстого, Г.Скребицкого и других.

3. Место учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 162 ч. в год (5ч. в неделю).
4.Результаты освоения академического компонента и жизненных компетенций.
Академический компонент.
Учащиеся должны научиться:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- читать по слогам трудные по смыслу и по слоговой структуре слова;
- читать текст «про себя»;
- выразительно читать текст, соблюдая орфоэпические нормы чтения;
- отвечать на вопросы после прочтения текста;
- пересказывать содержание прочитанного;
-читать тексты по ролям и участвовать в драматизациях;
- выбирать книгу по интересу и участвовать в диалоге по её содержанию;
- читать наизусть 5-8 стихотворений.
Жизненные компетенции.
Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников. Выбор форм, способов, методов и приемов работы на уроках чтения и развития речи позволяет сформировать у учащихся следующие умения:
- уметь задавать вопросы собеседнику;
- высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
- уметь осуществлять простейшее планирование своей деятельности;
– понимать эмоции и настроения других людей, сочувствовать, сопереживать и правильно выражать свои эмоции при пересказе прочитанного;
–уметь ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
–отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях;
-уметь правильно строить взаимоотношения в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп;
- уважительно относиться к своему народу, его народным традициям, старшему поколению;
-уметь выбирать дело по душе, уважать чужой труд;
-уметь правильно вести себя в природе;
- уметь заботиться о своем здоровье, соблюдать нормы безопасного поведения в обществе.
5.Содержание учебного предмета.
Содержание предмета включает следующие разделы.

  • Техника чтения

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.

  • Развитие устной речи

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.

  • Внеклассное чтение

Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.
Примерная тематика
Произведения о Родине; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг другу; об общественно - полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, стихотворения, пословицы, потешки, песенки на морально – этические темы; произведения о мире и дружбе.
Академический компонент.
-Формировать навык осознанного, правильного чтения текста вслух целыми словами.
- Научить выделять главную мысль произведения, осознавать последовательность, причинность и смысл читаемого.
- Научить делить текст на законченные по смыслу части по данным заголовкам.
- Научить придумывать заглавия к основным частям текста, коллективно составлять план.
- Формировать навыки самостоятельного подробного пересказа, навык составления рассказа по аналогии с прочитанным.
- Формировать умение заучивать короткие стихотворения.
- Формировать умение выделять в тексте главных действующих лиц, оценивать их поступки.
-Научить выбирать в тексте слова, выражения, характеризующие героев, события, картины природы.
- Формировать навык работы с классной библиотечкой.
-Учить пользоваться школьной библиотекой.
Жизненные компетенции.
- Формировать умения пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач (участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения и задавать вопросы собеседнику).
- Формировать умение строить отношения со взрослыми, сверстниками.
- Формировать умение оценивать различные ситуации поведения и выделять правильный аспект поведения.
- Формировать умение ценить добро и быть добрым по отношению к окружающим.
- Формировать умение понимать эмоции и настроения других людей, сочувствовать, сопереживать.
- Формировать умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами.
- Формировать умение выражать свое отношение к поступку героя, событию.
- Формировать умение ценить труд и осознавать роль труда в жизни человека.
- Формировать умения правильно строить взаимоотношения между поколениями, представителями различных социальных групп.
- Формировать умение уважительно относиться к своему народу, его народным традициям.
- Формировать правила поведения в природе, умение ценить и беречь ее красоту.
- Формировать умения осуществлять простейшее планирование своей деятельности.
- Формировать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

 

Учебно – тематический план.

№ п/п

Содержание

Кол-во

часов

1.

О школе и о школьниках

14ч

2.

Листьям время опадать

12ч

3.

Верные помощники

17ч

4.

Крылатые друзья

17ч

5.

Здравствуй, зимушка-зима!

16ч

6.

Сказочные истории

11ч

7.

Трудолюбие-это клад                    

16

8.

Настали дни весенние

20ч

9.

Вот какие истории

19ч

10.

Летняя пора

19ч

 

Всего:

162ч

7. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Чтение и развитие речи».
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2013.
2.Учебник: С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева-Лунева, Чтение 3 класс - СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2014.
Цифровые ресурсы:
Презентации:
«Картины природы. Зима. Весна. Лето. Осень»
«Времена года»
«Следы птиц»
«Грибы»
«Береги природу»
«Дикие и домашние животные»
«Птицы зимой»
«Неживая природа осенью»
«Когда это бывает»
«Здравствуй, школа»
Отрывки из мультфильмов:
«Стальное колечко»
«Ребята и утята»
Видеофрагменты:
«После дождя»
«Весенняя гроза»
Аудиозаписи:
«Голоса птиц»

8. Содержание мониторинга динамики развития учащихся.
Система специального обучения детей в специальной (коррекционной) школе 8 вида не предусматривает освоение ими цензового образования, сопоставимого по уровню с нормально развивающимися сверстниками. Для этой категории детей она ориентирована на подготовку ребенка к самостоятельной жизни. Приоритетом образования детей с ОВЗ является социальная и трудовая подготовка, осуществляемая по специальным программам и специальными методами обучения.
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, ответы на вопросы, составление плана, озаглавливание частей рассказа, выборочное чтение, чтение по ролям, рассказ по ключевым словам, рассказ от лица героя, чтение наизусть, пересказ текста по частям. Контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в устной форме.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы. Итоговый контроль проводиться по окончании каждой четверти. Проверяется чтение вслух индивидуально каждого ученика. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов. Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Данные результаты заносятся в таблицу, разработанную педагогическим коллективом, и методическими объединениями школы-интерната. В таблицах отражается динамика учащихся по следующим критериям: темп чтения в сравнении с предыдущей четвертью; выразительность чтения; правильность чтения; характер допущенных ошибок; понимание прочитанного; способ чтения.
Критерии оценки знаний учащихся с различной степенью умственной отсталости разрабатываются педагогами самостоятельно. При оценке ответов учащихся принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения и содержанием читаемого в соответствии с требованиями программы по каждому году обучения. В 3 классе применяются следующие критерии оценки знаний учащихся:
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной – двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением смысловых пауз; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает в основном целыми словами правильно, некоторые трудные слова – по слогам; допускает при чтении две – три ошибки и соблюдении смысловых пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания допускает неточности, исправляет их с помощью учителя; допускает при чтении наизусть две - три ошибки; читает недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он в основном читает по слогам, допускает при чтении не более пяти ошибок и соблюдении смысловых пауз;
Отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; при чтении наизусть не знает большей части текста, читает невыразительно.