Рабочая индивидуальная программа по математике 7 класс. Учитель; Шумеева Т.В.
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Рабочая индивидуальная программа по математике 7 класс. Учитель; Шумеева Т.В.

Обучение - воспитательная работа

alt

Математика.

Рабочая учебная программа разработана в целях определения содержания данного предмета с учетом индивидуальных познавательных, речевых особенностей физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных, нарушений у детей с умеренной умственной отсталостью.

За основу программы взяты:

Примерная программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы, автор Воронкова В. В., «Просвещение» Москва 2008г, 5-е издание.

Программно-методический материал «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И. М. Бгажноковой, «Владос» Москва 2007г.

Пояснительная записка.

Одним из самых сложных знаний, умений и навыков включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дети, является математика. Они носят отвлеченный характер и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.

Дети с умеренной умственной отсталостью обнаруживают большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности, с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении счету. У таких детей не возникает подлинного понятия о числе и составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет, с большим трудом овладевают конкретным счетом, а переход к абстрактному счету для большинства из них недоступен.

Возникновение трудностей в значительной мере связано с особенностями психофизического развития данной категории детей.

В частности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объемных и плоских моделей.

Обучающиеся испытывают значительные трудности в формировании собственных высказываний. Бедность словаря, непонимание значения слов и выражений значительно осложняют формирование математических представлений.

Нарушение общей моторики значительно сковывает действия обучающихся в процессе овладения ими пространственной ориентировки. Они испытывают сложности при выполнении двигательных упражнений, в определении направления движения, ориентировки на плоскости стола и листа бумаги.

Недоразвитие всех психических функций у детей с выраженной умственной отсталостью приводит к тому, что без специально разработанной системы работы он не может обучаться математике.

Цель: специальная реабилитация и адаптация обучающихся с

интеллектуальными нарушениями к современной жизни.

Задачи:

Формирование доступных обучающимся математических знаний и умений, практически применять их в повседневной жизни, при изучении других предметов;

Максимальное общее развитие обучающихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка;

Воспитание целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, аккуратности;

Формирование положительного эмоционального отношения к урокам математики.

Занятия необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности. В процессе урока необходимо использовать различные виды деятельности: игровую, элементарную трудовую (ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование), а также важно проведение наблюдений.

Процесс формирования математических представлений у обучающихся с выраженной умственной отсталостью неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи: социально-бытовой адаптации этой категории детей. В связи с этим обучение математическим преставлениям должно носить прежде всего ярко выраженную практическую направленность. Должно быть обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы.

Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объему и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития ребенка.

Обучение направлено на овладение обучающимися счетными операциями сложение и вычитание в пределах программы с использованием счет и калькулятора.

Индивидуальные формы работы на занятиях сочетаются с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами урока, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.

В процессе обучения используются следующие методы и приемы:

Совместные действия детей и взрослого;

Действия по подражанию;

Действия по образцу, по словесной инструкции;

Приемы наложения к приложения, обводка шаблонов, трафаретов;

Элементарные счетные действия с множеством предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;

Воспроизведение формы, величины предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками);

Соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскими изображениями;

Овладение математическими представлениями данной категорией обучающихся крайне низка. Поэтому программа составлено таким образом, что расширение объема изучаемого материала и увеличения изучения его сложности происходит очень медленно. Изучаемый материал в течение всех лет обучения постоянно повторяется в различных предметно практических и игровых ситуациях.

Содержание учебного материала.

1. Повторение материала 6 класс.

Устная и письменная нумерация в пределах 20. Сложение и вычитание в пределах 20. Решение задач на нахождение суммы и остатка, увеличение и уменьшение на несколько единиц. Работа с монетами в пределах 20.Построение геометрических фигур по точкам. Определение вида углов.

2. Устная и письменная нумерация в пределах 100.

3.Десяток как счетная единица . Прямой и обратный счет до 100.

4. Присчитывание и отсчитывание десятками в пределах 100.Счет от заданного числа до заданного.

5. Получение ряда полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы .Работа со счетами и калькулятором.

6. Числовой ряд 1-100. Присчитывание о отсчитывание по 1. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел. 7.Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд ( все случаи). Нуль в качестве компонента сложения и вычитания. Решение простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка, увеличения и уменьшения на несколько единиц в пределах100. Понятия "моложе - старше". Меры стоимости:50к ,1р, 50р, 100р. Соотношение: 1р= 100к. Работа с монетами и купюрами. Размен и замена нескольких купюр одной. Меры длины: метр (метровая линейка). Измерение метром .Соотношение: 1м =100см, 1м = 10дм. Единицы времени: 1сут = 24ч, 1мес = 30 или 31сут,1год = 12 мес.

8. Геометрический материал.

Линии, отрезки, измерение отрезков, построение отрезков заданной длины. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Окружность. Пересечение линий (отрезков), точка пересечения.

Основные требования к знания и умениям обучающихся .

Обучающиеся должны знать:

прямой счет до 100 десятками и по 1;

соотношение изученных единиц (мер) стоимости, длины, времени

Обучающиеся должны уметь:

читать , записывать, сравнивать числа в пределах 100;

считать присчитывая, отсчитывая десятками в пределах 100;

выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 с использованием счет ( без перехода через разряд), калькулятора;

решать простые арифметические задачи на нахождение суммы, остатка, увеличение и уменьшение на несколько единиц, с понятием "моложе -старше";

чертить пересекающиеся линии (отрезки), находить точку пересечения;

чертить окружность заданного радиуса.