Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Рабочая программа по индивидуальному обучению. Учитель: Шумеева Т.В.

Обучение - воспитательная работа

alt

Пояснительная записка.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Она направлена на разностороннее развитие личности учащегося, способствует умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий достичь того уровня общеобразовательных знаний, умений, который необходим учащимся для социальной адаптации.

Содержание обучения имеет практическую направленность. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь.

В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого развития и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе овладения каждым учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Обучение носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка (П. Насти) затрудняет решение задач обучения и воспитания, но не снимает их.

Рекомендовано обучение по программе специального (коррекционного) учреждения VIII вида.

Характеристика прилагается.

Учитывая психофизическое состояние и специфические нарушения развития личности обучение П. Анастасии следует проводить по данной программе, созданной на основе типовой программы под редакцией В.В. Воронковой «Просвещение», Москва, 2008г. и учебного плана образовательной (коррекционной) школы №7 VIII вида.

Чтение.

Цели: социальная реабилитация и адаптация обучающейся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе, коррекция и развитие речемыслительных способностей обучающихся и нравственных позиций поведения.

Задачи обучения:

воспитание у обучающейся интереса к уроку чтения;

формирование у нее навыка правильного, сознательного чтения;

читать доступный пониманию текст вслух.

осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам;

Развивать умение общаться на уроке чтения, отвечать на вопросы учителя, делиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст, рисовать к тексту словесные картины, учиться задавать вопросы по прочитанному произведению.

Согласно учебному плану в 9 классе на уроки чтения по индивидуальной программе отводится 62 часа, по 2часа в неделю.

Особенности знаний: Настя буквы знает, читает по слогам только короткие слова под контролем учителя. Лучше читает крупный шрифт, старается слово угадать. Любит когда ей кто-то читает. Отвечает на вопросы по прочитанному односложно. Разучивает короткие стихотворения с голоса учителя .

Требования к знаниям и умениям обучающейся.

Обучающаяся должна уметь:

Осознанно и правильно читать по слогам короткие слова после работы над ним под руководством учителя;

трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать с помощью учителя;

отвечать на вопросы по прочитанному;

высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

пересказывать содержание прочитанного;

устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Обучающаяся должна знать:

2-3 отрывка из стихотворений, наизусть.

Учебно-тематический план.

Кол-во часов

Тема

 
 1

6

Школьная жизнь.

 

8

Время листьям опадать

 

2

Делу -время, потехе -час.

 

6

В мире животных.

 

4

Жизнь дана на добрые дела.

 

10

Зима наступила.

 

4

Веселые истории.

 

5

Полюбуйся, весна наступает.

 

4

В мире волшебной сказки.

 
10 

8

Родная земля.

 
 11

5

Лето пришло.

 

Календарно-тематический план прилагается.

Литература:

Чтение: учебник для 4 класса (в 2 частях) специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида автор - составитель С. Ю. Ильина Москва « Просвещение»,2014г..

Оборудование: касса букв, алфавит, слоги, иллюстрации в учебнике, предметные и сюжетные картинки.

Письмо

При обучении письму дети с умеренной умственной отсталостью встречают большие трудности из-за своеобразия общего и речевого развития имеющихся психофизических функций. Они с трудом овладевают навыками письма. Для них материал трудно регламентировать временными рамками. При составлении плана необходимо планировать многократное повторение того или иного материала с постоянным включением новых элементов в контексте уже усвоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей обучающегося темп прохождения материала замедлять или увеличивать.

Цели: социальная реабилитация и адаптация обучающейся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе, создание поэтапной педагогической поддержки обучающейся в образовательном процессе.

Задачи обучения:

формирование основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку;

формирование умения составлять предложения по вопросу, картинке, на тему слов, данных в нужной форме вразбивку, выделять предложения из речи и текста под руководством учителя;

научить анализировать слова по звуковому составу, познакомить с алфавитом, со слогообразующей ролью гласных звуков, различать гласные и согласные звуки, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что?; закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что сделал? что делал? что будет делать?;

формирование умения писать под диктовку предложения с соблюдением изученных правил правописания.

Согласно учебному плану в 9 классе на уроки письма по индивидуальной программе отводится 63 ч., по 2ч. в неделю.

Особенности знаний: Настя буквы знает, но затрудняется в их написании. Самостоятельно пишет только некоторые, остальные по образцу за учителем. Прописывает небольшие слова, предложения по образцу за учителем. Под диктовку не пишет, с текста не списывает. Не может ориентироваться на листе в тетради.

Требования к знаниям и умениям обучающейся

Обучающаяся должна уметь:

составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

анализировать слова по звуковому составу;

различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

писать короткий текст целыми словами с помощью учителя.

Обучающаяся должна знать: алфавит

Учебно-тематический план.

Кол-во часов

Тема

 
 

18

Звуки и буквы.

 
 

7

Ударные и безударные гласные.

 
 

20

Слово. Название предметов, действий, признаков.

 
 

4

Предлоги.

 
 

3

Родственные слова.

 
 

11

Предложение.

 

Календарно-тематический план прилагается.

Литература:

« Русский язык», учебник для 4 класса специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы- А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова, Москва « Просвещение» 2000г.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, раздаточный материал, таблицы, касса, разрезные слоги.

Математика.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математики неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Цели:

социальная реабилитация и адаптация обучающейся с ограниченными возможностями в современном обществе.

Задачи обучения:

пробудить интерес к математике;

формировать и развивать речь обучающейся;

формирование доступных обучающейся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни;

максимальное общее развитие обучающейся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личных качеств с учётом индивидуальных возможностей обучающейся на различных этапах обучения.

Согласно учебному плану в 9 классе на уроки математики по индивидуальной программе отводится 62ч., по 2ч. в неделю.

Особенности знаний:

Настя знает числа в пределах 20 умеет их писать, знаки +,-,но не может самостоятельно выполнять счетные операции в пределах 20,только под руководством учителя на калькуляторе. Познакомилась с числами в пределах 100, с круглыми сотнями до 1000 записывает их по наглядности, под контролем учителя. Счет прямой выполняет с ошибками, путает написание цифр(2и5,9и6). На иллюстративном материале решает задачи на нахождение суммы остатка с помощью учителя. Все вычисления выполняет с помощью калькулятора. Умеет чертить прямые линии, отрезки, геометрические фигуры по точкам. Временные, пространственные представления сформированы частично. Не может ориентироваться на листе в тетради.

Требования к знаниям и умениям обучающейся.

Обучающаяся должна знать:

числовой ряд от 1-100 в прямом порядке;

порядок действий в примерах в 2 арифметических действия;

единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;

порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.

Обучающаяся должна уметь:

Записывать и читать числа в пределах 100;

набирать на МК любые числа в пределах 100;

складывать и вычитать числа в пределах 100 с помощью МК;

различать числа, полученные при счёте и измерении;

чертить различные геометрические фигуры по точкам.

Учебно-тематический план.

Кол-во часов

Тема

 
 

6

Сложение и вычитание чисел в пределах 10

 
 

10

Сложение и вычитание чисел в пределах 20

 
 

15

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

 
 

5

Круглые сотни в пределах1000.

 
 

14

Числа, полученные при измерении величин.

 
 

12

Геометрический материал.

 

Календарно-тематический план прилагается.

Литература:

«Математика» учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор- М.Н.Перова, 2-е издание, Москва « Просвещение» 2002г

Рабочая тетрадь А.А. Хилько изд-ва Санкт-Петербург «Просвещение» 2008г.

Оборудование: раздаточный материал, таблицы, наглядные пособия, абак, линейки, циферблат, треугольники, циркули, геометрические фигуры, счёты, материал для игр, МК.

Биология (Человек).

Преподавание биологии в коррекционной школе 8 вида должно быть направленно на коррекцию недостатков умственного развития обучающейся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у обучающейся наблюдательность, речь, мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее, об организме человека и охране его здоровья.

Основными задачами преподавания мира растений являются:

-сообщение обучающейся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни человека);

-привитие навыков способствующих сохранению и укреплению здоровья;

-проведение через весь курс экологического воспитания ( рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, людей), бережного отношения к природе;

Согласно учебному плану в 9 классе на уроки биологии по индивидуальной программе отводится 64 часа, по 2ч. в неделю.

Особенности знаний: Настя слушает объяснение учителя, рассматривает иллюстрации, наглядный материал, ищет в тексте слова или предложения для ответа на вопросы,

Проводит опыты только с помощью и под контролем учителя.

Требования к знаниям и умениям обучающейся.

Обучающаяся должна знать:

название и расположение основных органов в организме человека;

элементарное представление о функциях основных органов;

вредное влияние курения и алкогольных напитков на человека;

существующие санитарно-гигиенические правила.

Обучающаяся должна уметь:

применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;

соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Учебно-тематический план.

Темы

Кол-во

часов

Тема

1

6

Общий обзор.

2

14

Опорно-двигательная система.

3

8

Кровеносная система.

4

6

Дыхательная система.

5

10

Пищеварительная система.

6

2

Выделительная система.

7

3

Кожа.

8

8

Нервная система.

9

6

Органы чувств.

10

1

Охрана здоровья.

Календарно-тематический план прилагается.

Оборудование:.

Литература для обучающихся:

-учебник по биологии для 9 класса под редакцией И.В.Романова и И.Б. Агафоновой для специальных (коррекционных) школ Москва "Дрофа" 2010г.;

-рабочая тетрадь по биологии для 9 класса.

ИЗО

Цели: способствование формированию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитания у него положительных навыков и привычек;

Школьный курс по изобразительному искусству направлен на продолжение решения следующих основных задач:

коррекции недостатков развития познавательной деятельности обучающейся путём систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у нее правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

совершенствование умения ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

формирование элементарных навыков рисования с натуры, по представлению, декоративного рисования и составление композиций построенных на сочетании аппликации и рисования;

развитие у обучающейся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое;

расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;

Согласно учебному плану в 9 классе по индивидуальной программе на уроки изобразительного искусства отводится 34ч., 1ч. в неделю.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

Обучающаяся должна уметь:

передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

пользоваться элементарными приёмами работы с красками ( ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

анализировать свой рисунок с помощью учителя; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

Учебно-тематический план.

 

Кол-во часов

Тема

   

9

Декоративное рисование.

   

4

Рисование с натуры.

   

15

Рисование на темы.

   

6

Рисование объемных предметов

Календарно-тематический план прилагается.

Оборудование: образцы рисунков, краски, карандаши, альбомы для рисования, предметные картинки, шаблоны, рисунки для аппликаций, тампоны, трафареты.

Литература:

« Уроки рисования в I- VI классах вспомогательной школы», автор- И.А. Грошенков, издание 3-е, исправленное и дополненное, Москва « Просвещение» 1975г.

СБО

Программа составлена на основании экспериментальной программы по социально-бытовой ориентировке детей с умеренной умственной отсталостью А.А. Хилько, М.Е. Ермощенко, А.Д. Смирнова Санкт-Петербург филиал издательства «Просвещение» 2006г. и учебного плана учреждения.

Пояснительная записка.

Категория детей с умеренной умственной отсталостью представляет собой разнообразную группу учащихся, для которых характерно позднее развитие и снижение интеллекта, нарушение всех сторон психики - мышления, памяти, внимания, эмоционально- волевой сферы. Как правило, интеллектуальные нарушения сопровождаются выраженной неврологической патологией (параличами, парезами и т.п.).

На низком уровне находится развитие навыков самообслуживания. При особо сложных дефектах моторного развития исключается возможность формирования этих навыков. У детей возникают трудности овладения навыками, которые требуют тонких, дифференцированных движений пальцами: шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание лент. Некоторые лица нуждаются в контроле и помощи на протяжении всей жизни.

Основная цель занятий состоит в том, чтобы научить ребенка, независимо от его психосоматического состояния, самостоятельной практической жизни: целенаправленной подготовке к жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формирования у каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности.

Исходя из поставленной цели, определим круг задач:

Формирование уверенности в себе, способности познавать себя;

Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне, обслуживать себя с минимальной посторонней помощью;

Развитие пространственно-временных представлений, ориентировки в окружающей среде и её адекватное познание;

Развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирование умения включаться в них;

Формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе;

Развитие минимальных творческих способностей, концентрации интереса на определенных сферах человеческой деятельности, доступных для детского восприятия.

Согласно учебному плану на занятия в 9 классе по социально-бытовой ориентировке по индивидуальной программе на дому отводится 34 ч., т.е. 1 ч. в неделю.

Содержание программы соответствует экспериментальной программы по социально-бытовой ориентировке детей с умеренной умственной отсталостью А.А. Хилько, М.Е. Ермощенко, А.Д. Смирнова Санкт-Петербург филиал издательства «Просвещение» 2006г. и учебного плана учреждения.

Основные требования к знаниям и умениям, обучающихся.

Обучающиеся должна знать:

Свое имя, домашний адрес, имена родителей;

Части тела человека, соблюдать правила пользования туалетом, не забывать мыть руки перед едой;

Столовую, кухонную, чайную посуду;

Кто готовит пищу;

Правила пользования режущими предметами, электроприборами;

Правила обращения с лекарствами;

Правила дорожного движения;

Правила пользования телефоном, лифтом, мусоропроводом;

Что значат номера 01, 02, 03,112;

В каком магазине можно купить нужный товар.

Обучающиеся должна уметь:

Вести себя в общественных местах;

Правильно вести себя в общественном транспорте;

Культурно вести себя в медицинском учреждении;

Следить за своим внешним видом;

Причесываться, чистить зубы;

Вести себя за столом, в гостях. Уметь занять себя в свободное время;

Общаться со сверстниками;

Обращаться к продавцу, оплатить покупку;

Соблюдать технику обращения с колющими и режущими предметами, электроприборами.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

 

Личная гигиена

4

 

Одежда и обувь

4

 

Питание

5

 

Семья

2

 

Культура поведения

3

 

Жилище

4

 

Транспорт

2

 

Торговля

3

 

Средства связи

3

 

Медицинская помощь

2

 

Учреждения, организации и предприятия

2

Календарно-тематический план прилагается.

Литература:

"Социально-бытовая ориентировка" учебное пособие для специальных коррекционных школ VIII вида. "Владос ", Москва, 2013г., ресурсы интернета.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, посуда, аптечка, телефон, инвентарь для уборки, предметы личной гигиены, игрушки, оборудование для проведения игр