Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе Педагог-психолог: Бабкина Е.А.
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе Педагог-психолог: Бабкина Е.А.

Обучение - воспитательная работа

alt

 

 Пояснительная записка


Авторская программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», предусмотренного Базисным учебным планом для учащихся 1 — 4 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Авторы программы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. Рецензенты программы:
В.В. Воронкова – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой ИПК и ПРНОМО;
В.Г. Петрова — доктор психологических наук, профессор МПГУ.
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку бóльшая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Теоретической основой данной программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы. В качестве базовых использованы подходы к сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике В. Н. Аванесовой, Л. А. Венгер, А. В. Запорожцем, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьяковым и др. Определению коррекционного пространства нашей программы способствовали научно-практические и методические рекомендации В. В. Воронковой, И. Ю. Левченко, В. Г. Петровой, В. В. Ткачевой, У. В. Ульенковой.
Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи:
• формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
• коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
• формирование пространственно-временных ориентировок;
• развитие слухо-голосовых координаций;
• формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
• совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
• обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
• исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
• формирование точности и целенаправленности движений и действий.
В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.
Итак, структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
• развитие моторики, графомоторных навыков;
• тактильно-двигательное восприятие;
• кинестетическое и кинетическое развитие;
• восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
• развитие зрительного восприятия;
• восприятие особых свойств
• предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
• развитие слухового восприятия;
• восприятие пространства;
• восприятие времени
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе обучающиеся должны научиться:
• целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий;
• выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
• пользоваться элементами расслабления;
• группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
• смешивать цвета, называть их;
• конструировать сложные формы из 6—8 элементов;
• находить нереальные элементы нелепых картинок;
• определять противоположные качества и свойства предметов;
• самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам;
• распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
• определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
• моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
• определять возраст людей.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.

Учебный план

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий.

1

2

Развитие крупной и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.

7

3

Тактильно – двигательное восприятие.

2

4

Кинестетическое и кинетическое развитие.

2

5

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

7

6

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

3

7

Восприятие особых свойств  предметов.

3

8

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

3

9

Восприятие пространства.

3

10

Восприятие времени.

3

Всего

 

34

   Список литературы
1. Удалова Э.Я., Метиева Л.А. Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» //Коррекционная педагогика 22.09.2005 № 3. С 12-36.