Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Учитель: Звягинцева Е.П.

Обучение - воспитательная работа

   alt

Пояснительная записка.


Программа составлена на основании примерной учебной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы, автор Воронкова В.В., «Просвещение», Москва, 2008 год, 5 –е издание и учебного плана учреждения. (Педсовет от 31. 08. 09г, пр.№1)
Цели обучения:
Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Задачи:
- уточнять и углублять имеющиеся у воспитанников представления о живой и неживой природе;
- на основании наблюдений расширять представления о взаимодействии живой и неживой природы, о формах приспособленности животного мира к условиям внешней среды;
- вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
- формировать первоначальные сведения природоохранительной деятельности человека, учить воспитанников бережному отношению к природе;
- обогащать словарный запас обучающихся;
- учить сравнивать предметы, находить сходные и отличительные признаки, делать простейшие обобщения, классифицировать предметы, обозначать группы предметов одним обобщающим словом;
- работать над развитием разговорной речи: давать правильные полные ответы на вопросы во время беседы, делиться впечатлениями о происходящем.
Согласно учебному плану во 2 классе на уроки развития устной речи отведено 65 часов, т.е. по 2 часа в неделю.
Специфика обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает у них формирование коммуникативно – речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школ VIII вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватно социальное положение в обществе. Специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения.
Структурно и содержательно программа построена с учётом особенностей познавательной деятельности воспитанников. Концентрическое расположение материала, когда одна т та же тема изучается в течении нескольких лет, создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме.
Содержание дисциплины базируется на знакомых воспитанникам объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность углублять сведения, раскрывать причинные, следственные временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. Уроки по предмету предполагает большое количество наблюдений, поэтому особое значение придается экскурсиям.
Содержание программы соответствует учебной программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений Viii вида, подготовительный, 1-4 классы, автор Воронкова В.В., « Просвещение», Москва, 2008 год, 5 –е издание.
Обучающиеся должны усвоить следующие представления:
- о растениях сада;
- о разнообразии животного мира;
- о повадках диких и домашних животных;
- о гигиенических навыках;
- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека.
Требования к знаниям и умениям обучающихся.
Должны уметь:
-правильно называть изучаемые объекты и явления;
- характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать обобщения;
- участвовать в беседе, отвечать на поставленный вопрос;
- различать наиболее распространённые овощи и фрукты, где они растут, как используются человеком;
- различать диких и домашних животных;
- выполнять элементарные гигиенические правила;
- различать признаки времён года;
- составлять предложения;
Обучающиеся должны знать:
- названия и свойства изучаемых предметов и их частей;
- обобщающие названия изучаемых предметов.

Учебно –тематический план.

№ п/п

Тема

Кол-во

Часов

1.

Окружающий мир

6

2.

Семья, школа.

2

3.

Осень

3.

4.

Комнатные растения

2

5.

Овощи и фрукты

6

6.

Деревья

2

7.

Одежда и обувь

7

8.

Зима

4

9.

Дикие и домашние животные

3

10.

Птицы

5

11.

Весна

3

12.

Раннецветущие растения

2

13.

Насекомые

4

14.

Охрана здоровья. Человек.

4

15.

Лето

2

16.

Сезонные изменения в природе.

8

17.

Повторение

4

Литература: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы Е.Д. Худенко, Г.А. Федорова, Москва «Аркти». 2003г.
Оборудование:
Предметные и сюжетные картинки, ТСО, материалы для игр, компьютерные программы, натуральные объекты, муляжи, гербарии, коллекции картин.