Рациональное использование времени урока, как одно из направлений устранения максимальной нагрузки обучающихся и охрана здоровья. Автор: Нагорная И.Ю.
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Рациональное использование времени урока, как одно из направлений устранения максимальной нагрузки обучающихся и охрана здоровья. Автор: Нагорная И.Ю.

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.

Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена, в ХХ/ в. она становится первостепенной. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную долгую жизнь.

Рациональное использование учебного времени, посильная загруженность учащихся различного уровня подготовки в начальных классах.

Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания.

Основной формой приобретения знаний признан урок. Какие же факторы, имеющие существенное значение для сохранения высокой работоспособности и профилактики утомления, должен учитывать учитель при планировании урока? Огромное значение для детского организма имеет степень утомляемости на уроке, трудность урока, где под трудностью понимается Свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик, интенсивность работы. Под утомляемостью же понимается индивидуальный показатель, он различен для каждого школьника. Степень утомляемости на уроке зависит от его длительности.

Было обнаружено, что к концу 45-минутного урока работоспособность учащихся резко падает.
Сокращение длительности урока до 40 минут в классе значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы учащихся и позволяет сохранить более высокую работоспособность на протяжении всего учебного дня.

Организация урока

Наиболее распространенная четырехэлементная структура урока, включающая опрос, изложение нового материала, его закрепление и домашнее задание, недостаточно стимулирует познавательную активность учащихся и не создает необходимых условий для их развития.

Структура урока должна быть достаточно гибкой, так как разные предметы требуют различного чередования элементов урока — видов деятельности. Вместе с тем можно выделить и ряд общих физиолого-гигиенических положений по правильной организации уроков.

С учетом динамики работоспособности школьников урок можно разделить на 3 части:

1-я часть — вырабатывание (3—5 минут урока) — нагрузка невелика,

2-я часть— устойчивая работоспособность (15— 20 минут) — нагрузка максимальная,

3-я часть — упадок (утомление) — полная компенсация, конечный прорыв и прогрессивное падение.

Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую часть отводит на опрос домашнего задания.
Фазу вырабатывания можно сократить ситуацией игры.

Сохранить высокую работоспособность помогают чередование различных видов деятельности, интерес. После фазы интенсивной работоспособности необходимо дать детям отдохнуть, отвлечься — тогда прибавится еще 5—10 минут эффективной работы и не будет резкого спада работоспособности.

Кроме того, преподавание должно в большей мере строиться на чувственном восприятии. Следовательно, необходимо знать, что психоэмоциональное напряжение очень сильно истощает организм и приводит к падению работоспособности на уроке.
Поэтому необходимо учитывать все факторы учебного процесса — радость, удивление, длительность работы, объем материала и смену видов деятельности.

На многих уроках, особенно русского языка, учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить. Но наиболее эффективно в этих случаях проведение физкультурных минуток.
Время начала физкультурной минутки определяет учитель при появлении у школьников первых признаков утомления. Это наблюдается через 20-25 минут после начала урока. Учащиеся начинают отвлекаться, теряют интерес, снижают работоспособность. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность, повысить эффективность урока помогут физкультминутки, которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, кистей рук, глаз, улучшения слуха, коррекции осанки и др.'.

Упражнения для снятия общего или локального утомления

Буратино

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Лягушки

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Ножками топали, Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Котенок

Котенок крадется (движение на цыпочках).

Котенок бежит (движение с пятки на носок).

Котенок танцует (различные танцевальные движения).

Упражнения для кистей рук

Аплодисменты

Сложить кисти рук ладонь на ладонь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и т.д. Выполняется 15-20 с.

Бабочка (сказка)
Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизинец), потом - другое (безымянный палец). Наконец, запорхало большое крыло (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще сидит на ладошке другой руки. Подуй на нее! Полетела!

Расписание уроков

Сохранению высокой работоспособности на протяжении учебного дня, недели, четверти и т. д. в очень высокой степени содействует правильно составленное расписание уроков. При составлении расписания уроков можно выделить ряд основных принципов:

Учет динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета:

1) Дневная динамика:

1-й урок — вырабатывание;

2—3-й уроки — продуктивные;

4-й урок — малоэффективен (некомпенсированное

утомление).

2) Анализ недельной динамики:

понедельник — вырабатывание,

вторник, среда — период наиболее высокой и устойчивой работоспособности,

с четверга — спад работоспособности.

В субботу — некоторое повышение работоспособности — конечный прорыв, однако оно незначительно, прослеживается не всегда.

Во избежание усталости учащихся па уроке необходимо чередовать виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.
Не менее важным является эмоциональный климат урока. Он во многом зависит от доброжелательного тона учителя. Хороший смех дарит здоровье. Учитель без чувства юмора лишается своей педагогической и личностной привлекательности. Улыбка, искренний смех учителя и ученика на уроке стоят не меньше, чем проведение физкультминутки. Добрый смех — мощный противовес подкрадывающемуся состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка — показатель его качества, критерий для оценки.

Специальными исследованиями выявлено, что у школьников, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением диагностируется неспецифическое напряжение организма, являющееся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность обучающихся, контролируя её изменение в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению. В этом случае можно говорить об уроке как организационной здоровьесберегающей форме обучения.

Урок как здоровьесберегающая организационная форма обучения - это форма организации педагогического процесса, при которой учитель эффективно руководит познавательной деятельностью постоянной группы учащихся на основе соблюдения санитарно-гигиенических условий, создания благоприятного психологического климата, использования элементарной диагностики степени утомления и способов его снижения, дозирования учебных нагрузок.

Наибольшие трудности у педагогов в соблюдении указанных условий вызывает организация урока на основе элементарной диагностики утомляемости школьников и применения способов снижения утомления. Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые 3 - 5 минут урока) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать школьникам возможность войти в работу. В период оптимальной, устойчивой работоспособности (в начальной школе этот период продолжается в среднем 15 - 20 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление. Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока отводит под опрос домашних заданий: лучше эту часть урока посвятить изложению нового материала, а опрос домашних заданий отнести на вторую, менее продуктивную часть. Последние минуты урока, когда имеет место небольшое повышение работоспособности, соответствующее "конечному порыву", целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить внимание учащихся на узловые моменты пройденного.

Сохранить высокую работоспособность на уроке помогают правильная регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности. Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности на протяжении урока принадлежит физкультминуткам (физкультпаузам). Анализ практической деятельности учителей показывает, что физкультминутками пренебрегают почти все учителя, обусловливая это насыщенной программой и нехваткой времени на уроке, Анализ причин утомления убеждает, что физкультминутки совершенно необходимы на каждом уроке.

Из бесед с учителями следует, что далеко не все они знают, какие физкультминутки эффективны для снятия умственного утомления и статического напряжения у школьников старших классах физкультминутки практически не используются. Наши наблюдения показывают, что чаще всего учителя начальных классов применяют в качестве физкультминутки расслабляющие упражнения для мышц кисти, которые дети выполняют под стишок: «Мы писали .... наши пальчики устали ...». Такая физкультминутка профилактически мало эффективна, так как относится к числу локальных, местных. Для того чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения на активизацию скелетных мышц (наклоны туловища, вращения головой), мышц нижних конечностей (приседания, тыльные и подошвенные сгибания стоп); последние важны для предотвращения застойных реакций кровообращения в нижних конечностях и органах малого таза. Не следует забывать и об упражнениях для улучшения мозгового кровообращения. Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глазных мышц.

Таким образом, для профилактики утомления необходим системный подход. Указанным целям удовлетворяет разработанный нами специальный комплекс упражнений учебной гимнастики на основе известных методик . Он включает упражнения для улучшения мозгового кровообращения; для снятия утомления с плечевого пояса, рук, туловища; для мобилизации внимания, снятия зрительного напряжения.

Его проведение основывается на элементарной диагностике утомления учащихся. Так, первые признаки утомления у школьников проявляются как рассеивание внимания, частая смена поз, отвлечения. Во время проведения физкультминуток рекомендуется осуществлять дополнительное проветривание класса.

Кроме проведения физкультминуток на уроках должны быть использованы и другие формы физического воспитания: гимнастика до начала занятий, игры и физические упражнения на переменах и в режиме продлённого дня. Так, например, десятиминутная гимнастика перед первым уроком способствует более быстрому установлению динамического равновесия между возбудительным и тормозным процессами, происходящими в нервных клетках коры головного мозга, оптимальному взаимодействию первой и второй сигнальных систем, между корой головного мозга и подкоркой. Все это укорачивает время включения организма в работу. Несколько физических упражнений перед уроками благоприятствуют также улучшению функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышают тонус мышц и уровень насыщения крови кислородом. Очень полезно проводить десятиминутную гимнастику после третьего урока, когда появляются первые признаки утомления.

Элементарная диагностика эмоционального состояния в школе может быть проведена следующим образом. Детям предлагается достать цветные карандаши и чистый лист бумаги. Затем, на доске вывешивается заранее заготовленная цветовая таблица, и дети, ознакомившись с набором цветов, по просьбе учителя оценивают цветом свое настроение. Для этого им предлагается нарисовать любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник) и раскрасить ее соответствующим настроению цветом.

О влиянии оцениваемого фактора на эмоциональное состояние школьников следует судить по изменению процентного распределения радостного, грустного спектров и черного цвета. После каждого исследования можно рассчитать процент детей, выразивших свое настроение цветами радостного спектра (красный + оранжевый + желтый), грустного спектра (синий + фиолетовый или коричневый) и отдельно зеленого и черного цветов, приняв за 100% общее число наблюдаемых школьников.

Определить начальное состояние утомления педагог может с помощью следующих признаков: учащийся начинает смотреть в сторону, смотреть на потолок, покачиваться на стуле. В данный момент ими перерабатывается полученная информация и проявляется невосприимчивость к внешним воздействиям. Ускорение темпа работы, громкая речь учителя могут вызвать агрессию и раздражение у школьников. Физкультминутка – это та пауза, которая дает возможность передохнуть и усвоить полученную информацию. Она необходима для сохранения здоровья обучающихся.

Дети должны могут выполнять эти упражнения перед уроком, во время урока и перед контрольной работой. Перед уроком учащимся следует выполнить упражнение «Кончики ушей». При выполнении этого упражнения дети дотрагиваются до акупунктурных точек, которые в основном стимулируют восприятие и понимание на слух. Упражнение способствует: повышению внимания, улучшению слуха и речи, активизации памяти.

В середине урока детям можно предложить выполнить упражнение «Колебания маятника». Раскачивание маятника не только расслабляет уставшую во время долгого сидения мускулатуру, но и оказывает воздействие на равновесие и координацию тела, абстракцию мышления (важно для изучения математики), зрительную память и чувство собственного достоинства.

Перед контрольной работой ученики могут выполнить упражнение «Выключатели света». Дотрагивание до бугорков лба помогает настроиться на еще нерешенное и в чем-то неприятное задание. Это упражнение снимает стресс и напряжение, снимает мыслительные блокады, активизирует память.

После продолжительного и регулярного выполнения этих упражнений отмечаются изменения в поведении и успеваемости детей в лучшую сторону.

Таким образом, проведение урока как здоровьесберегающей формы обучения предполагает наряду с разработанными и хорошо известными педагогами условиями (осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения; выполнение санитарно-гигиенических условий реализации учебного процесса; создание благоприятного психологического климата на уроке) использование учителем элементарной диагностики утомляемости обучающихся на уроке, применение способов снижения утомления.