Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Доклад на тему:"Искусство общения". Автор: Нагорная И.Ю.

Представим процесс общения в совокупности его компонентов, на основе которых строится взаимодействие людей.

Первый компонент – приветствие. Оно задаёт тональность взаимодействию и определить тональность отношений. Его моменты:

- обращение общее (господа, дамы, коллеги, товарищи, друзья, девушки, юноши) или частное (имя, должность, звание, социальная роль);

- собственно приветствие (здравствуйте, добрый день, приветствую вас, рад видеть);

- вопрос о самочувствии или готовность к взаимодействию (все ли готовы? удобно ли всем? нет возражений, если мы приступим к работе?)

Обучающиеся остро реагируют на форму обращения. Часто они опровергают старую пословицу «Хоть горшком назови – только в печь не ставь» и хотели бы слышать уважительное отношение к себе.

Второй компонент – положительное подкрепление. Оно необходимо для придания человеку уверенности в своих достоинствах и добром к себе отношении со стороны партнёра. Это операция имеет бесконечное число вариантов. Некоторые из них:

- произнести комплимент ( вы, как всегда, прекрасны; вы мои хорошие; с такими умными приятно иметь дело; мне очень нравится с тобой общаться...)

- выразить удивление проявленным достоинствам ( приятно поражён; редкий ваш дар; не перестаю удивляться вашим способностям...)

- подчеркнуть значимость партнёра ( встреча с вами – для меня радость; мне повезло, что могу с вами поговорить)

- оценить суждение как личное впечатление ( для меня вы самая работоспособная группа; я вас считаю самыми нежными и ласковыми учениками).

Третий компонент – благодарность партнёру:

- за совместные усилия ( спасибо, что пришли; благодарю за работу; благодарен за ваше внимание)

- за исполнение просьбы или оказание помощи ( спасибо большое; очень тронут вашим вниманием; что бы я делал без твоей помощи)

- за выслушанную речь (спасибо за внимание; спасибо за то, что выслушали; благодарю за предоставленное право выступать)

Внимательное выслушивание партнёра умение нелёгкое и редкое, состоит в том, чтобы проговаривать про себя опорные слова речи партнёра, а внешне подтверждать своё внимание к речи мимикой, позой, жестами, репликами (согласен, конечно, отлично сказано, вы правы...)

Собственная просьба – почти всегда приветствует в процессе взаимодействия.

- прямая просьба в форме императора (Дай! Помоги!)

- смягчённая просьба с позиции просителя (Помоги, пожалуйста! Будите добры! Будьте любезны!)

- желание, оформленное в сослагательной форме ( если бы было...тогда нам удобнее...хорошо бы сделать это сейчас)

Вопрос партнёру – именно он открывает общение. Характеристики вопросов:

- вначале уместно спросить о его самочувствии ( как себя чувствуете? Настроены ли вы на наше общение?

- желательно последовательность вопросов подчинять правилу « От внешнего к внутреннему и от мелкого к главному»

Противоречие между партнёрами, разногласия не должны смущать, потому что при желании сохранить добрые отношения легко снимается конфликтная ситуация и разрешается конфликт:

Довести сказанное до логического конца ( если ты прав...., то тогда..., пусть будет так, как ты хочешь)

Выразить сомнение в адрес собеседника ( значит, я плохо сделал, вероятно..., я, наверное, неточно выразил свою мысль)

Принести извинение за доставленную неприятность ( прошу меня простить за отказ...извини, но я не смогу... не имею возможности, права, умений, не хватает знаний).

Безусловное уважение – признание в человеке человека независимо от его внешнего облика, социального и материального положения, профессиональных достижений и т.д. Гуманистический принцип безусловного уважения человека как наивысшей ценности жизни ещё предстоит осмыслить и оценить важность его социального признания. Этот принцип опирается на диалектическое понимание жизни как всеобщего противоречия во всех сферах жизни.

Оптимистическая вера в ребёнка. Подходить к ребёнку с оптимистической гипотезой предлагал А.С. Макаренко.

Права на собственное мнение – «Что вы по этому поводу думаете?. Надо научить ребёнка предвидеть последствия своих слов и действий. Этикет рекомендует умалчивать о том, что может расстроить другого, не сообщать того, что тяжёлым грузом ляжет на душу человека, и выстраивать мягкие формы неприятных сообщений.

Проявление интереса к человеку во время общения с ним обязательное условие современного общения. Ведь оно и есть обмен информации о себе для Другого.

Необременительность просьбы – качество таким образом высказанной просьбы, чтобы не возлагать на партнёра бремени дополнительных забот, хлопот и беспокойства: не затруднять, не отягощать, не доставлять особых трудностей и новых проблем, но лишь возбудить при возможности желание.

В общении с ребёнком педагог инициирует чувство достоинства тем, что вежлив и мягок, выслушивает ребёнка и серьёзен в восприятии его, признаёт значимость личности ребёнка и занимает позицию «вместе» и «наравне». Педагогика никак не отрицает трудностей, которые приходится преодолевать каждому ребёнку в его вхождении в культуру, так как генетически он не имеет опыта социальной жизни на уровне стремительно развивающейся культуры человечества.

Даже, если хотя бы один педагог из всей школы придерживается некоторых компонентов общения, то проблемы педагогического общения между детьми будут постепенно стираться.