Условия и механизмы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому. Автор: Плавская Е.Ю.
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Условия и механизмы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому. Автор: Плавская Е.Ю.

 

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования. В самом общем виде его определяют как влияния среды в целом, которая приобщает индивида к участию в общественной жизни, учит его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей. В Российской педагогической энциклопедии дается такое определение социализации: «Социализация ( в переводе с лат. – общественный)- развитие к самореализации человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества».
Многие исследователи считают, что социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта- это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду через его деятельность.
С точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.
Традиционный механизм представляет собой неосознанное и некритическое восприятие и усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, характерных для семьи, соседей, друзей и т.д., которые не всегда соответствуют общественно одобряемым.
Институционный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и государства, которое способствует накоплению человеком знаний и опыта социально одобряемого поведения а также опыта его имитации.
Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры, которая влияет на человека (группы сверстников, одноклассники, коллеги по профессии и др.).
Межличностный механизм социализации реализуется в процессе общения человека с субъективно значимыми для него лицами (родители, учителя, взрослые, друзья и т.д.)
Социализация личности ребенка происходит с помощью всех механизмов.
Ребенок в процессе социализации не является пассивным звеном. Он активно взаимодействует с социумом. Основным способом усвоения ребенком социального опыта является его активное взаимодействие со своим ближайшим окружением, в которое он вступает в процессе общения, деятельности и, благодаря которому, включаясь в разнообразные отношения, интеркоризирует, переводит во внутренний план сознания, на интропсихический уровень общекультурные ценности. Социальное развитие ребенка определяется единством социального и природного факторов.
Социализация не всегда бывает успешной. Более того, результат практически никогда не достигает идеала как на социальном, так и на личностном уровне, а само общество, его социальные институты и организации не реализуют сполна свои социализационные функции. Может происходить и определенный перекос в «наложении» социальности на личность, в результате в личности преобладают нежелательные для общества черты. Кроме того, сам человек, представляя собой сложнейшее социальное, психологическое и биологическое образование, даже при позитивных внешних для него условиях может оказаться за чертой социально одобряемого поведения.
В процессе социализации ребенок входит в систему общественных отношений и сам воспроизводит их по мере взросления. Социализация ребенка осуществляется на основе освоения им социальных ролей, идентефикации с референтными ему общностями, внушения, подражания, влияния авторитетов и популярности. Детский возраст является сенситивным для воздействия большинства перечисленных механизмов. При этом доминирующее влияние на ребенка оказывают взрослые. Общение со взрослыми помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое существенное влияние на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый является образцом для подражания, эталоном, а в общении со сверстниками апробирует присвоенные в общении со взрослыми способы деятельности, нормы человеческих отношений, особые формы взаимодействия.
Однако, вследствие ряда неблагоприятных обстоятельств могут возникать различные нарушения процесса социализации, выражающиеся в социальной дезадаптации индивида, т.е. в неадекватности его поведения нормам, требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. Нарушения социализации могут принимать различные формы и обусловливаться различными причинами. Например, инфантильность, социальная незрелость возникают в результате «тепличных условий» воспитания, преднамеренного ограждения ребенка от любых обязанностей, от самостоятельных усилий по достижению каких-либо жизненных целей.
В зависимости от природы, характера, степени дезадаптации выделяют патогенную, психическую и социальную дезадаптацию.
Патогенная дезадаптация определяется как следствие нарушений нервной системы, болезней головного мозга, нарушений анализаторов и появление различных фобий.
Психосоциальная дезадаптация трактуется как результат половозрастных изменений, акцентуаций характера, а также неблагоприятных проявлений эмоционально – волевой сферы, умственного развития и т.д.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в социальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития социализации индивида. В этом случае субъект мешает обществу, отличается девиантным поведением, легко входит в асоциальную среду (адаптация к асоциальным условиям), становится правонарушителем (деликвентное поведение), становится дезадаптированным (наркомания, алкоголизм, бродяжничество), в результате чего формируются психо-социальные условия для преступного поведения.
Вариантом социальной дезадаптации считается трудновоспитуемость. Такое понимание обусловлено трудностями, которые испытывают педагоги, родители, окружающие люди, сталкиваясь с проявлением детской дезадаптации тех или иных форм.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества.
Различные исследования обучающихся коррекционных школ VIII вида показало, что степень готовности к самостоятельной жизни
Проблема развития личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на дому, формирование нравственно- этической ее сферы является одной из центральных задач педагогической психологии. Усилия педагога и психолога должны быть направлены на поиски результативных технологий, позволяющих ребенку приобрести сумму знаний и черт нравственно устойчивой и зрелой личности, способной в дальнейшем адаптироваться в социуме.
Во внеурочной деятельности, как ни в какой другой, проявляется характер человека. Основными задачами данного вида деятельности являются:
•оказание помощи для реализации способностей ребенка посредством активной творческой деятельности;
•развитие коммуникативных способностей;
•развитие и расширение эмоционально-чувственной сферы;
•интеллектуальное развитие личности (расширение кругозора);
•развитие способностей к эмпатии;
•обогащение духовного мира;
•формирование оптимистической направленности (создание позитивной жизненной позиции, накопление положительных эмоций);
Участие детей, обучающихся на дому, в различных формах внеурочной деятельности, оказывает, большой терапевтический эффект, создает благоприятную почву для дальнейшей социализации ребенка.
Для социализации такой категории обучающихся в нашей школе проводятся следующие мероприятия:
•1 сентября - День знаний
•Праздник осени
- Спортивные соревнования
- Новогодний утренник
- 23 февраля - День защитников Отечества
- 8 марта - международный женский день
- Семейные спортивные соревнования
- Выезд с родителями на природу
- Творческие выставки детей
- Экскурсии