Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Что является предметом деятельности ребенка и взрослого человека при осуществлении педагогической поддержки. Автор: Нагорная И.Ю.

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей. Педагогику насильственного формирования личности сменяет педагогика поддержки ребенка.

Концепция педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О. С. Газмана. Ее реализация возможна в том случае, если основу профессиональной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:

а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы,

ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;

з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Педагогическая поддержка необходима для того, что бы процесс обучения и воспитания носил личностно ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.

Соотнесенность позиций взрослого и ребенка — основа педагогической поддержки.

Предметом деятельности ребенка и взрослого являются условия, образующие проблему ребенка. Им обоим предстоит

выявить эти условия;

понять их;

проанализировать и дифференцировать;

использовать в качестве ресурса те из них, которые могут служить опорой для решения проблемы;

спроектировать деятельность по преодолению обстоятельств, которые мешают решению проблемы.

В педагогике поддержки педагог и ребенок зависимы друг от друга. Зависимость ребенка от взрослого состоит в том, что он не может самостоятельно решить свою проблему и объективно нуждается в помощи. Зависимость педагога от ребенка состоит в том, что он не может решить проблему за ребенка, не лишив его при этом условий для развития самостоятельности.

Несмотря на существующую зависимость и общий предмет деятельности, цели ребенка и педагога разные. Ребенок стремится выйти из проблемы, при этом ему могут быть безразличны способы выхода: решит ли он проблему или избавится от нее. Педагог же стремится к тому, чтобы, решая проблему, ребенок развивал способности становиться субъектом. А для субъекта всегда важно, каким способом и чего он должен и может достичь. Потому субъект всегда осознает цели и способы своей деятельности, добровольно выбирает из них должное (желаемое) для себя. Добровольность в данном случае означает осознание субъектом ответственности за производимый выбор. Поэтому ребенок учится в ситуации свободы (самостоятельности) делать выбор, развивая способность не только выбирать, но и нести ответственность.

Педагоги часто лишают ребенка возможности активно действовать, набирать опыт и тренировать самостоятельность. Это происходит потому, что педагог, пытаясь быстрее избавиться от проблемы ребенка, предпочитает короткий путь — избавляет себя от необходимости развивать самостоятельность ребенка, а ребенка избавляет от проблемы, решая ее за него. Цель скорейшего избавления диктует свои условия: нужно действовать быстро, любыми возможными способами. Это похоже на действия в экстремальной ситуации, например при тушении пожара.

Педагогическая поддержка — это скорее обучение ребенка не только самостоятельно действовать в условиях «пожара», но и прежде всего — действовать профилактически.