Сложение и вычитание десятичных дробей. Шумеева Т.В.
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Сложение и вычитание десятичных дробей. Шумеева Т.В.

Цель урока: отрабатывать навык выполнения действий сложения и вычитания десятичных дробей при выполнении различных упражнений.
Задачи:
Формировать вычислительные навыки действий сложения и вычитания десятичных дробей, обогащать словарный запас специальными терминами и выражениями, учить грамматически правильно и связно излагать свои мысли.
Корригировать и развивать произвольное внимание, длительное слуховое восприятие через запоминание, сохранения и воспроизведения алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей. Развивать операции сравнения, анализа, синтеза, классификации в процессе решения задач и примеров. Развивать координацию движений при выполнении физминутки.
Прививать аккуратность в оформлении заданий, воспитывать интерес к учебе и процессу обучения, уверенность в себе, повторение правил безопасности жизни и дорожного движения.
Оборудование: доска, плакаты, раздаточный материал - карточки с заданиями, слово для словарной работы, алгоритм сложения десятичных дробей, рефлексивная карта.

Ход урока
I. Организационный этап.
- Проверка готовности учащихся к уроку (тетрадь, учебник, дневник, ручка, карандаш, линейка – все ли на месте?).
- Психологический настрой. У нас сегодня на уроке гости – они очень доброжелательны по отношению к вам. Повернитесь и улыбнитесь им.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать.
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).
Уши внимательно слушают и всё ...(слышат).
Голова хорошо ... (думает).
II. Проверка домашнего задания.
Были ли у вас затруднения при выполнении домашнего задания? Работаем в парах. Обучающиеся меняются тетрадями. Проводится взаимопроверка домашнего задания. Ответы к примерам на карточках вывешены на доске, отмечены красным мелом. Поставьте оценки и сдайте тетради.
III. Устный счет
Скоро у вас длинные выходные, вы будете больше находиться на улице, а улица полна неожиданностей. Вот мы сегодня будем работать с десятичными дробями и повторять правила дорожного движения и правила безопасности жизни.

Отгадайте загадку:
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь
И машинам помогаю
И тебе хочу помочь. (светофор)
Работа со светофором.
В каком порядке загораются глаза у светофора?
(отвечают и учитель предлагает проверить)
Считаем устно (карточки устного счёта:1.2+4; 7.5-1.2; 7.38-3.На обратной стороне: стой. жди ,иди)
Ответ 1-го примера – красный открывается – Что означает? – стой.
Ответ 2-го примера – желтый открывается – Что означает? – жди.
Ответ 3-го примера – зеленый открывается – Что означает? – иди.
Будь внимателен на дороге.

IV. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Что вы делали при устном счете? Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? ( Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»)
Сегодня мы будем закреплять умения складывать и вычитать десятичные дроби и готовиться к написанию контрольной работы. Откройте тетради, запишите дату, классная работа и тему сегодняшнего урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Я вижу, что вы с уважением относитесь к десятичным дробям и даже выучили стихотворения о них. Давайте послушаем.
О. дробь десятичная!
Удобная и практичная.
Место запятой знай
Любую задачу решай!

V. Актуализация знаний.
1) найдите равные дроби, соединив их стрелочками:
1,4 0,16 3,07 4,73 25,9

3,070 3,700 1,04 1,40 4,730 25,90 0,160 4 ,073
А почему вы считаете, что они равны? (Ответ: десятичная дробь не изменится, если в конце записи справа приписать или отбросить нули.)
Где мы используем это свойство дробей? (Ответ: это свойство используется при сложении и вычитании десятичных дробей уравниваем доли).
2) Прочитайте только десятичные дроби:
0,18; 56; 1,7; 5,478; 108; 0,9; 3/11 .
Сколько их?
Давайте выпишем парами эти дроби и сравним их.
1-ая пара: дроби, у которых целая часть равна нулю
( 0,18 < 0,9) Почему? Найдите сумму этих дробей. Каким действием находится сумма чисел? Назови компоненты сложения.
0,18
0,90
1,08
2-ая пара: оставшиеся дроби
(1,7 < 5,478) Почему? Узнайте, на сколько одна дробь больше (меньше) другой. Как узнать? (Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого надо из большего числа вычесть меньшее). Назовите компоненты вычитания.
5,478
1,700
3,778

Вспоминаем алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей
1) Уравнять в десятичных дробях количество знаков после запятой.
2) Записать их друг под другом так, чтобы, запятая была под запятой.
3) Выполнить сложение (вычитание) как с целыми числами
4) В ответе отделить запятой целое число.

Физминутка. ( речевое сопровождение)
Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
На носочки встаем,
И тихонько сядем
VI. Обобщение и систематизация знаний:
Ребята, а какое событие у нас было вчера? Вам подарили школьную форму. Школа или ваши родители платили за форму? Кто вам ее подарил? Спонсор. А что означает это слово? Спонсор - это человек, который делает что-то бесплатно, при этом рекламирует свою деятельность, компанию.

Давайте решим задачу. Раздаются карточки с условием задачи.
Сначала учитель читает задачу, затем обучающийся.

В ателье было 100м ткани. На пошив школьной формы для мальчиков израсходовали 30,5м, а для девочек – 25,75м. Сколько метров ткани осталось?

Работа над задачей. Что нужно узнать в задаче? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Какого числа мы не знаем? Можем ли сейчас узнать, сколько всего ткани израсходовали? Каким действием это можно узнать? Какое действие надо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? Как находится остаток?
Запишем решение задачи с вопросами.
Ведутся записи на доске и в тетрадях.
Задача
1) Сколько всего метров ткани израсходовали?
30,50 м
25,75 м
56,25 м
2) Сколько метров ткани осталось?
100,00 м
56,25 м
43,75 м
Ответ: осталось 43,75 м = 43м 75см.

VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Выполнение самостоятельной работы по карточкам.
Загадка: Я требую внимания
Повсюду и всегда,
В дробях не ошибетесь вы
Помня про меня.

1) 15,3+2,7=18 Будь осторожен на льду.
2) 18,32-6,15=12,17 Не играй с огнем.
3) 27,34-(12,5+4,3)=10,54 (Тараненко К.) Будь внимателен на дороге.
(Карпушин П.)

VIII. Домашнее задание. Инструктаж. Оценки.
Раздаются карточки с индивидуальными заданиями и памятка, которая поможет правильно организовать работу. Предлагается свободный выбор задания творческого характера .

IX. Рефлексия (подведение итогов урока).
Что делали на уроке? Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? Что оказалось наиболее сложным? Какое новое слово узнали? Оцените усвоение вами данной темы. А ваше настроение на уроке отметьте мимикой в кружочке. («У меня все прекрасно», «Мне безразлично», «Мне тревожно». Спасибо за работу.