Некоторые особенности стимулирования гражданского сомоопределения учащихся в условиях общеобразовательной школы. Автор: Бабкина Е.А.
Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Некоторые особенности стимулирования гражданского сомоопределения учащихся в условиях общеобразовательной школы. Автор: Бабкина Е.А.

В числе важнейших задач, которые ставит перед школой российская система образования, является воспитание подрастающего поколения, обладающего гражданскими качествами, позволяющими ему активно включаться в общественную жизнь. Они должны располагать определенными знаниями и умениями (о правах человека, о государстве, о выборах и т.п., уметь практически мыслить, анализировать политическую ситуацию, быть способным сотрудничать с другими людьми и т.д.), любить свою Родину, обладать общественно значимыми ценностями (уважение к правам других, толерантность и др.), а также желанием участвовать в социальной жизни. Содержательные характеристики гражданских качеств личности школьника исходят из специфики морали гражданина России, которая раскрывается во взаимодействии ее основных функций – ре-гулятивной, воспитательной, познавательной, оценочной, ориентирующей, мотивационной, коммуникативной и др., так как в гражданском освоении человеком действительности органически сливаются оценка и поведение [4].
В этой связи становится очевидным, что стимуляция гражданского самоопределения учащихся исключительно сложная и многоплановая задача, так как школьники, несмотря на общие цели, поставленные системой образования, не единая группа с одинаковыми проблемами. Каждый учащийся – уникальная личность со своими индивидуальными особенностями, мироощущением, отношением к окружающему миру и т.д., по-разному воспринимающий внешние воздействия, что не может не сказываться на направленности формируемых у него качеств. Отсюда вытекает необходимость создания таких социально-психологических условий, в которых бы целенаправленные воспитательные воздействия, осу-ществляемые педагогическими коллективами школ, решались через многообразие различных форм деятельности, дающих возможность ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться в среде сверстников, развить интересы и способности, позволяющие ему адаптироваться в школьном коллективе и в изменяющихся социально-экономических условиях общества, как гражданину России.
Важнейшим стимулирующим условием формирования гражданских ка-честв личности школьника, как свидетельствуют результаты исследований и практика, является создание специальной развивающей образовательной среды, ориентированной на формирование у учащихся гражданских качеств.
Развивающая образовательная среда – это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характери-стиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллекту-ально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания (А.С.Чернышёв, 2007 г.).
Развивающая образовательная среда, согласно взглядам А.С. Чернышёва [6], должна функционировать на актуализации следующих механизмов её построения:
1. Формирование духовной культуры молодежного социума.
2. Функциональное включение педагогов в совместную деятельность.
3. Включение участников в высокоорганизованную общность.
4. Демократическое внедрение организационного порядка.
5. Общая пространственная организация коллективных действий.
6. Социальное, духовное и предметное обогащение деятельности.
7. Интенсификация интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих компонентов совместной деятельности .
В развивающей образовательной среде, ориентированной, на формирование у школьников гражданских качеств, в качестве приоритетных целей развития учащихся, выдвигаются задачи воспитания школьника, как гражданина своей страны. Ведущее место в такой среде принадлежит созданию условий, в которых определяющая роль отводится различным видам деятельности: учебно-познавательной, художественной, трудовой, физкультурно-спортивной, общественно-полезной, общественно-политической и в которых они, с учётом их интересов, способны осознать и проявить себя субъектом гражданских действий.
Но само по себе участие старшеклассников в той или иной деятельности, даже если она хорошо организована, не принесёт положительных результатов, если у них не будет сформирована соответствующая мотивация. Проявления гражданских качеств и соответствующих чувств находится в зависимости от наличного уровня у них соответствующих мотивов, потребностей и от используемой системы их стимулирования.
Трудности формирования гражданственности в практике общеобразовательных школ, как подчёркивает Н.А. Иванова, связана с тем, что, организуя предъявление учащимся гражданских принципов, правил и норм и, включая подростков в практически полезные общественные дела, воспитатели мало внимания уделяют установлению их личностных смыслов для учащихся, недостаточно формируют отношение к ним [4].
Нельзя не учитывать и то, что свою активность учащиеся часто понима-ют, как действия и поступки, одобряемые друзьями, «своей» компанией, а не те, которые ставят перед ними учителя. На наш взгляд, такую ситуацию можно объяснить не только возрастными особенностями подростков, но и недостатками воспитательной работы с ними.
В проведенном нами исследовании мы исходили из представления о том, что гражданские качества личности могут стать реальными лишь в том случае, если подросток, развиваясь как личность, и, приобретая соответствующие гражданские качества, выступает не только в качестве их носителя, но и как субъект общественных отношений, то есть он должен самоопределиться по отношению к окружающей его действительности не только как личность, но и как гражданин.
Исходя из такого подхода, гражданское самоопределение учащихся мы понимаем как деятельность, направленную на формирование у них нравственного, правового и политического самосознания личности, в про-цессе которой осуществляется ею поиск и обретение смысла жизни, способности строить свою индивидуальную историю на основе общечеловеческих ценностей и умения постоянно переосмысливать собственную сущность.
В данной статье предпринята попытка рассмотреть некоторые особенности стимулирования гражданского самоопределения старшеклассников в условиях специально созданной развивающей среды на основе изучения опыта работы педагогического коллектива МОУ «Гимназия №1» г. Курчатова Курской области.
Для реализации целей исследования использовались методы наблю-дение, беседы с учащимися и учителями, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности учащихся, анкетирование (методики: «Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций (модификация методики М. Рокича, адаптированная В.А. Ядовым и др.), «Определение направленности личности (Ориентационная анкета Б. Басса)», «Самочувствие школьника (А.С. Чернышёв. Л.И. Акатов), «Экспертная оценка статуса школьника (Л.И. Акатов)», изучение жизненных ситуаций.
Проведенный нами анализ результатов исследования свидетельствует о том, что образовательная среда МОУ «Гимназия №1» г. Курчатова отвечает ранее названным критериям развивающей образовательной среды. Одна из особенностей деятельности названного школьного объединения состоит в том, что его коллектив на протяжении последних лет целенаправленно работает над проблемой гражданского воспитания учащихся, основой которого является патриотическое воспитание. МОУ «Гимназия №1» является победителем городского конкурса «Лучшие школы России» в номинации «Школа гражданско-патриотического воспитания».
Центром гражданского воспитания в гимназии стала детская организация «Росток». Она имеет свой девиз и герб и включает в себя 15 отрядов из числа учащихся 5-9-х классов. Каждый отряд имеет свое название и девиз. Посвящение пятиклассников в члены организации происходит ежегодно, в середине сентября.
Основополагающими принципами, лежащими в основе стимулирования гражданского самоопределения учащихся гимназии, выступают принцип гармонизации общечеловеческих и социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей, и принцип самореализации подростка в детской организации, который предполагает: осознание цели и значения деятельности детской организации для личного развития; учет осознанности каждым из них своего «Я»; формирование активного отношения к миру и себе; добровольность включения в ту или иную деятельность; наличие у него цели – доступной, понятной, осознанной; учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующий ус-пешной самореализации ребенка.
В гимназии создан Совет старшеклассников, который руководит всей работой детской организации. Под руководством Совета ежегодно проводятся: «День самоуправления»; «Посвящение в пятиклассники», «Посвящение в десятиклассники», «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пешеходы» и другие традиционные праздники. В целях приобретения конкретного гражданского опыта по управлению, развитию способности принимать самостоятельные решения ежегодно организуются конкурсы «Ученик года», «Лучший спортсмен года». Чтобы учащиеся были способными к творческой, сознательной, преобразующей деятельности, понимающей и ценящей прекраснее в людях, природе и искусстве, умеющими общаться и трудиться в гармонии с собой, регулярно состоятся конкурсы: «Класс года», «Бизнес-школа» и др.
Гражданско-патриотическое воспитание всегда направлено на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся в целях формирования здоровой, нравственной личности. Начало учебного года в гимназии начинается с праздника – Дня знаний и Урока гражданина, где рассматриваются такие темы, как: «Символика России», «Что я знаю о России...» и др. Учащиеся школы принимают активное участие в конкурсах «На лучшее знание символики».
Важное место в приобретении знаний о гражданских проявлениях человека в жизни, отводится проведению классных часов, где обсуждаются такие вопросы, как: «Я – человек! Но какой?», «Я – гражданин России», «Какой я друг», «Я или мы?», «Моя семья», «Легко ли иметь свой голос», Все начинается с любви», «Какая мера у счастья», «Подвигу жить в веках» и др.
Составной частью гражданско-патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание. Оно ориентировано на формирование у учащихся глубокого патриотического сознания, идей служения Отечеству и его вооруженной защите, уважения к военной истории, стремления к военной службе, сохранению и преумножению славных воинских традиций.
Работа по военно-патриотическому воспитанию в гимназии идет по трем направлениям: воспитание на боевых традициях народа и Воору-женных Сил; организация и проведение военно-спортивных игр; взаимо-связь ученического и воинского коллективов.
Учащиеся гимназии включаются в военно-прикладные кружки и секции, приглашаются на военно-полевые сборы, встречи с военнослужащими и др. Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков.
В результате такой направленности педагогического коллектива в работе с учащимися, в гимназии сложился благоприятный социально-психологический климат для формирования у учащихся позитивных гражданских качеств. Приоритетными в оценке гимназистов, по результатам исследования, стали такие качества личности, как: ответственность, чувство долга, терпимость к взглядам и мнению других людей, любовь к Родине и др. Более 80 процентов учащихся активно и успешно участвуют в различных школьных и внешкольных мероприятиях, проявляют осознанность в оценке политических и общественных событий. Выпускники гимназии успешно проходят воинскую службу в Вооружённых Силах России.
Выводы

1. Эффективность гражданского самоопределения учащихся находится в прямой зависимости от наличного уровня соответствующих мотивов, потребностей и от используемой системы их стимулирования, от формирования у их личностных качеств, основанных на общечеловеческих ценностях отношения к окружающему миру, природе, науке, культуре и к самому себе.
2. Важнейшим условием позитивного гражданского самоопределения учащихся является целенаправленная воспитательная и организаторская работа по созданию социально-психологических условий (специальной развивающей образовательной среды), когда в качестве приоритетных целей выдвигаются задачи воспитания молодого человека, как гражданина своей страны.
3. Основные личностные качества, характеризующие учащегося как Гражданина, формируются в условиях его включения в совместную деятельность различной направленности: учебно-познавательную, художественную, трудовую, физкультурно-спортивную, военно-патриотическую, общественно-политическую и в которых учащийся, с учётом своих интересов и потребностей, способен осознать и проявить себя субъектом гражданских действий.

Литература

1. Акатов Л.И. Социальное самоопределение старшеклассников: Ретро-спективный подход – Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2009. – 264 с.
2. Акатов Л.И. Субъектность школьника как ведущая детерминанта его социального самоопределения (ретроспективный взгляд на самоопределение выпускников школы) // Субъектный подход в психологии / Под ред. А.Л. Журавлева, В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А.Сергиенко. М.: Изд во «Институт психологии РАН», 2009. С. 387 – 396.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.:
«Просвещение», 1968.
4. Иванова Н.А. Реализация аксиологического подхода к формированию гражданственности подростков. – Российский научный журнал № 5(18), 2010. – с. 251-258.
5. Чернышев, А.С., Сарычев, СВ. Динамика мироощущения и социального самоопределения подростков и юношей в изменяющейся России на рубеже XX – XXI веков: Программа социально-психологического исследования. – Курск: Изд-во Курского государственного университета, 2008 – 113 с.
6. Чернышев А. С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально-одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). 2 изд. испр. и доп. – Воронеж: Кварта, 2007. – 210 с.