Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Развитие интереса к профессии «Рабочий зеленого хозяйства»

Развитие интереса к профессии «Рабочий зеленого хозяйства»

у детей с нарушением интеллекта

 

 

Подготовил учитель произвоственного обучения Сечная Ирина  Владимировна

 

 

С ростом города, развитием его промышленности, становится все более сложной проблема охраны окружающей среды, создания нормальных условий для жизни и деятельности человека. Проблема зелёных массивов (городских парков, лесов, садов, лугов) – одна из важнейших экологических проблем в городе.

Благоустройство и озеленение населенных мест – это комплекс работ по созданию и использованию зелёных насаждений в населенных пунктах. В градостроительстве благоустройство и озеленение является составной частью общего комплекса мероприятий по планировке, застройке населенных мест. Оно имеет огромное значение в жизни человека, оказывает огромное влияние на окружающую среду. Особенно это влияние заметно проявляется в городах. Данная ситуация создала необходимость в расширении профессиональных кадров «Рабочий зеленого хозяйства». МСКОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа №7 VIII вида» г.Курчатова Курской области уже много лет подготавливает рабочих этой профессии.

Для профессии «Рабочий зеленого хозяйства» необходимым и важным условием является знание:

- технической и агротехнической подготовки территории под озеленение;

- как правильно выбрать посевной и посадочный материал;

- правильной посадки деревьев и кустарников, устройство газонов и цветников;

- правильного подбора удобрений и ядохимикатов;

- требований  гигиены и  безопасности труда, производственной санитарии.

Этой профессии может посвятить себя человек, который очень любит природу, обладает творческим воображением и фантазией, способностью к изобретательности, эстетическим вкусом, эмоционально - волевой устойчивостью, коммуникабельностью. Учитывая особенности обучающихся коррекционных школ, перед учителем, работающим по программе «Рабочий зеленого хозяйства» стоят важные задачи не только по  обучению, но и по коррекции и воспитанию подростков с нарушениями интеллекта. Важно  максимально заинтересовать школьника в изучении  предметов «Основы почвоведения и земледелия», «Основы дендрологии и зеленого хозяйства», «Цветоводство».

Прежде всего, учителю необходимо использовать личностно-ориентированный подход в обучении. Необходимо создать такую воспитательную среду, в которой каждый ребёнок смог бы не только "оттаять душой", но исамореализоваться, самоопределиться, найти себя в любимом деле, почувствовать и прожить "ситуацию успеха" – всё, без чего невозможно состояться ребёнку как личности. Работа на участке, в теплице кроме выполнения педагогических задач - обучать, развивать, воспитывать, должна доставлять радость, заинтересовать, способствовать сохранению и укреплению здоровья не только физического, но и нравственного.

В ходе работы возникают творческие объединения. В них идёт развитие творческих способностей личности, коллективного творчества, воспитание культуры общения, поведения, эстетической культуры.

    В общественно-полезном труде идёт воспитание добросовестности, старательности, самостоятельности, умение доводить начатое дело до конца, сознательной дисциплинированности, обязательности, умения использовать свой будущий жизненный успех с успехами сегодняшнего дня.

    Переживание ребёнком чувства хозяина в своей школе, на своей земле естественным образом исключает принуждение в труде. Добросовестный и посильный труд воспитывает в детях трудолюбие – важнейшее свойство личности. В. А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества».

Именно поэтому детей с творческими способностями необходимо  привлекать на создание эскизов клумб, букетов, наглядных  пособий, плакатов.  Пример: в качестве домашнего задания изготовить вместе с родителями плакат «Я хотел бы вырастить такую клумбу». Дети могут нарисовать свой эскиз, подобрать  растения, которые бы делали эту клумбу нарядной в течение всего сезона. Можно провести конкурс по предложенным проектам. Такого рода  подход позволит  обучающимся  провести соревнования между собой, почувствовать конкурентную борьбу, а учителю – проверить  творческие  способности детей, их знания в области цветоводства, дендрологии, зеленого строительства.  Обучающихся, которых можно характеризовать как физически развитых, необходимо активно привлекать к обработке земли,  устройству и содержанию газона,  уходом за дорожными покрытиями.  При проведении занятий на участках учителю  необходимо  учитывать особенности зрения детей с интеллектуальной недостаточностью – нарушен процесс рассматривания мелких предметов, нарушается восприятие формы и величины предметов, расстояние восприятия (Плаксина Л.И., 1999). Поэтому работа с мелкими семенами,  рассадой  может вызывать некоторые затруднения, которые также можно решить, индивидуально подходя к каждому обучающемуся.

Практика показала, что, используя индивидуальный подход, разделение труда по интересам (перекапывание почвы, посадка растений, сбор семян, прополка, фотографирование, составление букетов и т. д.), способствует общей заинтересованности в работе и хорошим результатам.

Проведение ряда уроков на участке, в теплице позволяет расширить образовательную площадку и применять ведущий в обучении детей с нарушением интеллекта принцип наглядности; способствует гибкой, неформальной системе проверки усвоения знаний; умений и навыков учащихся.

Между тем, закладывая важные основы профессионального обучения и трудового воспитания, нельзя забывать о решениидругих важных задач. Наши дети должны уметь не только трудится, но и быть культурными в природе, наслаждаться её красотой.

На эту задачу науки и проведения указывал ещё Д. М. Писарев. От умения наслаждаться природой жизнь детей станет ярче, полнее; они будут сильнее любить и больше ценить свою родную землю. 

     Первые школьные экскурсии сопровождаются беседой о строении трав, кустарников и деревьев, а так же об их красоте и разнообразии, о колере и удивительных формах. Таким образом, создается благоприятная среда для последующего трудового обучения, для выполнения учащимися опытов, наблюдений, летних заданий

Обучающиеся школы VIII вида  требуют особого внимания в сфере активации мыслительных процессов, поэтому необходимо использовать на уроках игровые формы, дискуссии, способ сотрудничества, творческие задания. Учитель на каждом уроке ставит перед детьми задачи, направленные на развития анализа, синтеза, оценивания. Например, такие:

соотнесите растение и плод, сравните различные виды почв, перечислите сорные растения, назовите растение по гербарию или иллюстрации, расскажите своими словами о необходимости создания цветников, клумб в городе;

- опишите, что вы чувствуете, когда видите красивое растение, покажите взаимосвязь между температурой, влажностью и ростом растений, объясните цель применения удобрений, объясните причины гибели растений; 

разложите по порядку семена, гербарий, классифицируйте газоны, объясните, как используются механические орудия в работе озеленителя, создайте свой проект сада;

выберете то, что, что вам больше всего нравится, что вы думаете о составлении  ряда букетов, опишите, какой сад вы бы хотели вырастить;

Помимо  активизации  мыслительных процессов,  при  выполнении заданий обучающиеся овладевают монологической речью, расширяется их словарный запас. Использование различные игры на уроках, стимулируются внимание, память, моторика. Это могут быть такие игры как «Назови растение», «Кто быстрее добежит до названного дерева», «Садовник», «Найди такой же лист (цветок, семечко)», «Найди растение по рисунку», «Домино (с изображением фруктов, овощей), «Сопоставь дерево и плод» и пр.

Использование индивидуально – личностного подхода,  соединение академических знаний и практических умений, использование обширного количества дидактического материала, комплекс коррекционно – развивающих упражнений  позволяют  достичь цель обучения профессии «Рабочий зеленого хозяйства» – профессионально ориентировать воспитанников, готовить их к самостоятельной жизни через социальную и трудовую адаптацию,  а также прививать уважение к человеку и окружающей среде, обладать экологической культурой, решать в комплексе задачи экологического, эстетического воспитания, трудового обучения.

Библиографический список:

$11.      Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.:Просвещение, 1973

$12.      Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

$13.      Дидактика средней школы. Под ред. Скаткина М.Н. 2-е изд. М., 1982

$14.      Куписевич К.А. Основы общей дидактики. М., 1986.

$15.      Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980

$16.      Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: /Олигофренопедагогика/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2000.-272с.

$17.      ПлаксинаЛ. И.  Психолого-педагогическая характеристика детей снарушениемзрения. Учебное пособие- М.,1999